Провальные стартапы Казахстана на площадках Kickstarter и Indiegogo

4048

В основном принято писать об успехах, в особенности, когда речь заходит о стартапах. В этой же статье собраны провальные кампании казахстанских стартапов на крупнейших краудфандинговых площадках.

Организуя бизнес, чаще всего страны постсоветского пространства, ориентируемся на Западные страны, где бизнес эволюционировал намного больше нашего. Понятие краудфандинга пришло с Запада, причем относительно недавно. В Казахстане это явление еще не настолько широко распространено, как на родине крупнейших краудфандинговых площадок – США.

Краудфандинг – коллективное сотрудничество людей, объединяющих свои финансовые средства или другие ресурсы для поддержки чьей-то идеи.

Самыми крупными из таких площадок являются Kickstarter и Indiegogo. Отечественные стартапы пробиваются на зарубежные краудфандинговые площадки и часть из них успешно привлекает инвестиции. Однако другая, куда большая часть стартапов, терпит поражение, привлекая мизерные суммы или вовсе оставаясь ни с чем. Именно об этих проектах и пойдет речь, остающихся в тени славы успешных стартапов.

Парад безуспешных кампаний открывает проект модульной мягкой мебели Artifex. В 2014 году с этим проектом выходят на Kickstarter двое ребят из Алматы, Алихан и Айдар. Они были намерены собрать $35 тыс., однако сумма привлеченных средств составила $22.

Спустя год, проект напольной лампы Reflect собрал $757 при заявленной сумме $10 тыс. Стартап также из Алматы, и также был на Kickstarter.

В том же 2015 году Атырауские стартаперы запустили кампанию по сбору средств на Indiegogo для постройки коворкинг центра для начинающих бизнесменов под названием Anti-Office. Целью кампании было собрать $5 тыс., однако собрано лишь $250.

В 2016 году проект умной тарелки NeoPlate на Kickstarter собрал $769, при этом целевая сумма была $10 тыс.

В том же году проект национальной казахской игры Assyk выходит на Kickstarter. Автором проекта является казахстанец Бижан Жумагали, проживающий в Германии, г. Берлин. При запуске кампании по сбору средств целью было собрать €20 тыс. Однако привлечено всего €334.

Также в 2016 году Алматинский проект стеклянного эко-дома вокруг дерева с возобновляемыми источниками энергии Glass house around a Tree привлек на Indiegogo $105 долларов из запрошенных $386 тыс.  

Вместе с тем, в январе того же, 2016 года, проект холдера для смартфона The Hold Fingers привлек $474 при запрашиваемых $13 тыс.

В дальнейшем эта же команда сделала еще одну попытку в декабре 2016 года, с обновленным названием проекта Smartphone hold fingers. Однако кампания, которая стартовала 8 ноября 2016 года и завершение которой было запланировано на 13 декабря, была отменена авторами 3 декабря. К этому моменту было собрано $329 из запрошенных $4 тыс.

В этом году проект дизайнерских тарелок в национальном стиле Antīquus: The Radiance в ходе кампании по сбору средств на Indiegogo собрал всего $100 из целевой суммы, равной $2 тыс.

А проект дизайнерских бутылок для напитков BAY Bottle продвинулся совсем немного – привлечено всего $60 из запрошенных $15 тыс.

23 октября 2012 года на Kickstarter была запущена кампания проекта Kazakhstan: Montage of Cinemas Film and Cultural Festival 20. Авторы проекта просили помочь с организацией фестиваля, написав в аннотации следующее: «Помогите нам строить мосты между США и Центральной Азией, богатой духовной культурой, древней землей гуннов и ханов». Как отмечается также на странице проекта, фестиваль впервые был проведен в августе 2012 года в США. Кампания по сбору средств завершилась спустя 60 дней, 23 декабря. К сожалению, при целевой сумме $200 тыс., проект ничего не получил.

В этом же году проект постройки свадебного зала Wedding Art Hall запустил кампанию по сбору средств, где авторы проекта были намерены получить $200 тыс., однако получено было всего $31.

В 2017 году также кампания по запуску сервиса логистики по Центральной Азии, TCR GROUP, запросила на Indiegogo аж $1 млн. 500 тыс., но получила всего $23. В дальнейшем была вторая попытка, где аппетит авторов проекта снизился аж на треть — $500 тыс., но и от этого инвестиций в нужной мере получено не было: всего $7.

Среди проектов, не собравших ни одного доллара, есть и проект игры Untold Cat Stories. Игра представляет собой альтернативный мир, где главными героями, за которых стоит играть, являются кошки. По всей видимости примитивная рисовка игры никого не впечатлила, поэтому авторы проекта не получили ничего из целевых $5 тыс.  

Кроме того, на Kickstarter и Indiegogo обнаружены неудачные кампании по сбору средств для проектов фильмов, видеоигр, сериалов, медицинской помощи, покупки оборудования для спортивного учреждения и даже обучения.  

Случается так, что проект, который должен получить инвестиции, не набирает нужной суммы, в то время как другой проект, являющийся воплощением бредовой идеи на фоне первого, собирает намного больше денег. Такой пример есть и у казахстанских проектов.

Первым проектом является SAIGAKI: a Documentary Feature, документальный фильм о сайгаках, которые находятся на грани вымирания. Одна из острых тем в области защиты животных и окружающей среды не побудила людей собрать нужную сумму, равной $60 тыс. и в результате собрано почти ничего — $15.

А в роли второго проекта выступает многосерийный фильм Bullets Of Justice в жанре трэш о третьей мировой войне, где американцы создают армию мутантов, наполовину людей и наполовину свиней. Сериал претендовал на $100 тыс., однако хоть и не получил всей желанной суммы, собранная сумма оказалась значительно выше, чем у предыдущего проекта — $27 тыс.

Оба проекта запустились почти в одно время, в начале этого года. Можно назвать эти два проекта исключением из правил, а возможно просто все больше людей меньше заботится о спасении вымирающих видов животных в малознакомой стране, зато куда с большей охотой они готовы отдать деньги за реализацию бредовой фантазии, где главным антигероем является их же страна, высмеянная в лице свиноподобных людей-мутантов.

Выглядит словно ответ на американский Борат и это только еще больше делает казахстанских авторов фильмов подобного жанра похожими на американцев, что не есть хорошо. Ведь проекты с Казахстана, выставляющиеся на международных краудфандинговых площадках являются в какой-то степени лицом страны, давая иностранцам взглянуть на страну сквозь иную призму. И куда больше хотелось бы видеть на таких площадках проекты о новых технологиях, о культурном и природном наследии Казахстана.   

Сделав общий анализ, можно сказать, что большинство казахстанских авторов проектов на Kickstarter и Indiegogo не совсем хорошо понимают суть кампаний по сбору средств на площадках международного краудфандинга.

Одно дело, когда соотечественникам есть что предложить иностранным инвесторам – новые изобретения, привлекательные и полезные продукты, вклад в развитие науки и других сфер на глобальном уровне, но совсем другое дело, когда на такой площадке просят инвестиции за то, что не вызывает никакого интереса со стороны инвесторов за рубежом. И в борьбе за интересы не все средства хороши — нужно учитывать также то, какой образ будет складываться у иностранцев о Казахстане.

Картина, мягко говоря, не совсем ободряющая, но не стоит падать духом, впереди заготовлены примеры успешных проектов в виде отдельной статьи. Coming very soon.

Предупреждение: статья является перепечаткой с сайта Z journal by Astana Hub.