Яндекс начал показывать загруженность дорог в Алматы и Астане в баллах

758
На главной странице Yandex, в Яндекс.Навигаторе и Яндекс.Картах теперь показывается загруженность на дорогах Астаны и Алматы в баллах. Балл пробок поможет сделать выбор – поехать на машине или пройтись пешком?

В Казахстане уже несколько лет активно работает сервис Яндекс.Пробки, который показывает пользователям картину загруженности дорог. Для этого сервис собирает из разных источников данные о загруженности улиц, анализирует их и отображает на Яндекс.Картах. В наиболее крупных городах, где пробки — серьезная проблема, а не просто неприятность, сервис рассчитывает балл пробок — средний уровень загруженности. Алматы и Астана по рамкам Яндекса теперь считаются крупными городами, и балл пробок доступен и для нас.
Что означают баллы:

  • от 0 до 3 баллов — дороги свободны
  • 4–6 — движение затруднено
  • 7–10 — серьезные пробки.

Скриншот главной страницы Yandex

Если вы хотите узнать более подробно как работают Яндекс.Пробки читаем дальше.
Чтобы понять, как именно работают Яндекс.Пробки, рассмотрим весь путь — от реальной дорожной ситуации на дороге до ее изображения на сервисе. Технология сервиса устроена таким образом, что информацию о пробках собирают в том числе и сами пользователи. То есть можно сказать, что водители помогают водителям объезжать пробки.
Для наглядности представим, что мы с вами — ДТП на проспекте Назарбаева перед улицей Сатпаева (небольшое и без жертв). Своим появлением мы перегородили, допустим, два ряда из существующих трёх. Автомобилисты, которые двигались по нашим рядам, вынуждены объезжать нас, а водители, перемещавшиеся по третьему ряду, — пропускать объезжающих. Некоторые из них — пользователи приложений Яндекс.Карты и Яндекс.Навигатор, и их мобильные устройства передают Яндекс.Пробкам данные о движении автомобиля. По мере приближения машин этих пользователей к нашему ДТП их скорость будет уменьшаться, и устройства начнут «сообщать» сервису о заторе. Все данные обезличены, то есть не содержат никакой информации о пользователе или его автомобиле.

Затем программа-анализатор строит единый маршрут движения с информацией о скорости его прохождения — трек. Треки поступают не только от частных водителей, но и от машин компаний-партнеров Яндекса, это организации с большим парком автомобилей, курсирующих по городу.

Помимо своих координат автомобилисты могут сообщать сервису дополнительную информацию об авариях, ремонтных работах или других дорожных неприятностях. Например, какой-нибудь сознательный водитель, увидев наше ДТП, предупредил о нём других автолюбителей, поставив соответствующую точку в мобильных Яндекс.Картах.
Далее происходит агрегация — процесс объединения информации. Каждые две минуты программа-агрегатор собирает информацию, полученную от пользователей мобильных Яндекс.Карт в одну схему. Эта схема отрисовывается на слое «Пробки» Яндекс.Карт — и в мобильном приложении, и на веб-сервисе.
В Москве, Астане и других крупных городах сервис Яндекс.Пробки оценивает ситуацию по 10-балльной шкале (где 0 баллов — свободное движение, а 10 баллов — город «стоит»). Например, если средний балл по Астане равен семи, то дорога займет приблизительно в два раза больше времени, чем при свободном движении.

Шкала баллов настроена по-разному для каждого из городов: то, что в Алматы — небольшое затруднение, в другом городе — уже серьезная пробка. Например, в Астане при шести баллах водитель потеряет примерно столько же времени, сколько в Алматы уже при пяти.

Баллы рассчитываются следующим образом. По улицам каждого города заранее составлены маршруты, включающие в себя основные шоссе и проспекты. Для каждого маршрута есть эталонное время, за которое его можно проехать по свободной дороге, не нарушая правил. После оценки общей загруженности города программа-агрегатор рассчитывает, на сколько отличается реальное время от эталонного. На основе разницы по всем маршрутам и вычисляется загруженность в баллах.
Вот такой вот интересный алгоритм работает в Яндекс и помогает нам своевременно планировать свой маршрут с учетом пробок.