Рамиль Мухоряпов о последних сделках Chocofamily

815

Новость о слиянии сервисов Chocotravel и Aviata все еще является одной из самых обсуждаемых. Позавчера мы опубликовали мнения Алишера Еликбаева, Алимжана Бисембаева, Константина Горожанкина на этот счет. Вот что говорит о последних сделках Chocofamily глава холдинга на своей странице в facebook:
«1. Сделка «Aviata+Chocotavel» делает объединенную компанию №1 в Казнете по продажам товаров/услуг. Текущий ежемесячный оборот превышает 3 млрд. тг — это больше, чем текущий месячный онлайн оборот у прежнего лидера рейтинга AirAstana.

  1. Сделка прецедентна. В Казахстане редко кто готов делиться властью в компаниях и большинство предпринимателей предпочитают быть 100% владельцами малых компаний, чем объединяться. Хотя весь мир идет путем объединений — не зря именно акционерные общества и составляют основу крупного бизнеса. Я рад, что новое поколение предпринимателей мыслит по-другому. В основе нашего партнерства — не личные амбиции основателей, а понимание, что вместе мы быстрее создадим лучший сервис для клиентов и, как результат, будем расти быстрее.
  2. Объединяются два равных партнера — игроки №1 и №2. Разрыв между показателями на момент объединения — около 8-10%. И я думаю, что именно то, что мы увидели друг в друге достойных по силе партнеров + совпадение жизненных ценностей и амбиций — сделало сделку возможной. Ну и еще то, что наши инвесторы верят в нас — они в кратчайшее время предоставили Chocofamily 500М тенге дополнительного капитала для сделки. Спасибо им! :)
  3. Выиграют ли клиенты? Конечно! Вы только представьте, что теперь разработка нового функционала будет в 2 раза быстрее — ведь команды не будут дублировать разработки друг друга! Ну и в отношениях с авиакомпаниями — размер играет ключевое значение. Те спец.акции и цены, которые будут доступны клиентам Aviata.kz и Chocotravel.com — не будут доступны мелким игрокам. В ценовой политике и позиционировании ничего не меняется. Витринами управляют те же команды. Объединяются только экономики, бек-офисы и разработка.
  4. Про убыточность Chocotravel.com до сделки. Во-первых, мы никогда не гонимся за сиюминутной прибылью. Миссия Chocofamily — улучшать качество жизни людей, экономя их деньги и время, поэтому Chocotravel.com дает людям best-price на рынке не начисляя комиссий сверху + возвращая 1% от стоимости всех билетов на бонусный счет.

Во-вторых, размер убытка последние 1,5 года был несущественен по сравнению с размерами самого Chocotravel.com и прибылью Chocofamily.
В-третьих, убыточность была во многом технической — нам было достаточно получить собственную IATA, чтобы начать получать 100% агентских доходов и в моменте стать прибыльными. Собственно сейчас это и произойдет.

  1. Когда-нибудь расскажем и об августовском рекламном ролике Chocotravel.com и его влиянии на показатели компании. Это была безусловно лучшая рекламная кампания Choco на текущий момент с точки зрения эффективности, хотя мне жаль, что несколько сотен человек она расстроила. Им приносим извинения, но вы ведь знаете, что мы на самом деле добрые и пушистые :)) Зато вы все теперь знаете, что у нас лучшие цены на авиабилеты в Казахстане + 1% от каждого полета в виде бонуса.
  2. Команды уже начали общение и обмен опытом. Буквально вчера был в офисе Aviata.kz и был приятно удивлен, увидев наши команды вместе! Очень хочу, чтобы ребята кайфанули от общения друг с другом, хотя и до сделки многие из них дружили. Я же в свою очередь весь в ожидании узнать то, как работает и управляет Леша Ли. Мне кажется его невозможно не уважать — создал Тикетон, Прайсер, одну из лучших дизайн-студий «Глатис», теперь Авиату, которую вместе с группой Трансавиа сделал лидером рынка.
  3. Про другую сделку Chocofamily: в декабре мы продали Chocomart.kz структурам Казахтелекома. Почему продали? Потому что наша доля рынка была объективно небольшой, ресурсов для конкуренции с Sulpak, Technodom, Shop.kz, Alser.kz и Kaspi Shop требовалось много, а их было ограниченное количество и логичнее было вкладывать туда, где все быстро растет и мы имеем существенную долю рынка (Food и Travel). Продали недорого — существенно дешевле, чем сами вложили в развитие проекта. С другой стороны, рады за покупателя, который мастерски провел переговоры (переговоры начались весной и до конца лета мы даже не знали, кто покупатель). Для Chocomart.kz это тоже хорошо — ресурсы и база пользователей Казахтелекома дает шанс стать одним из лидеров рынка. Теперь весь вопрос — готов ли будет КТ дать свободу действий и снабдить ресурсами команду Chocomart.kz + имеет ли КТ четкое видение, что делать с проектом. Технологически и по уровню сервиса — Chocomart.kz, на мой взгляд, лучший интернет-магазин в Казахстане. В общем, удачи им — надеюсь разберутся и мы будем гордиться и регулярно пользоваться Chocomart.kz! Буду скучать!
  4. Каждая наша сделка M&A добавляет понимания, почему в интернете это особенно круто. Ведь происходит слияние не только оборотов, но и команд — самого главного в интернет-бизнесе. Chocofamily придерживается своей стратегии — работать только там, где мы лидеры или можем им стать, быть открытыми к любого рода объединениям или покупкам, где есть синергия. На сегодня абсолютно все проекты, в которых у нас есть доли — лидеры своих рынков, а 4 из 5 бизнесов имеют доли онлайн рынков более 50%. И да, сегодня 3 из 5 наших бизнесов — прибыльны и это тоже замечательно, поскольку дает нам дополнительные ресурсы и уверенность идти на зарубежные рынки.

UPD: Оборот объединенной компании посчитан корректно, он не задваивается с онлайн оборотами AirAstana (об этом кто-то из экспертов писал) и да — это уже больше $100M, ну и естественно мы планируем отжигать в 2018 году :) ».
P.S. Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены.