Зеленоглазое такси в Казахстане
Антимонопольное агентство Казахстана начало расследование агрегатора Яндекс Такси. Причина: спекуляции ценами во время январских событий. Пока пресс-служба «Яндекс Go» выражает уверенность в благополучном разрешении ситуации, а антимонопольщики продолжают расследование, The Tech приготовил для вас исследование рынка такси в Казахстане. Расскажем про роль агрегаторов (Яндекс, Uber, DiDi и т.д.), а также про их ближайшее будущее.
Сначала по фактам
Статистика Республиканской ассоциации служб такси Казахстана на 2021 год говорит о 900 тысячах поездок каждый день с оборотом средств в 120,8 млрд тенге в год. При колоссальных доходах, до последних инстанций доходят только крохи — теневой рынок занимает долю почти в 95%. В среднем отмечается постоянный рост спроса на такси. Самый значимый скачок произошел во второй половине 2010-ых. С 2015 по 2019 рост спроса составил 79%. Мы предполагаем, что не в последнюю очередь это связано с развитием различных сервисов — но об этом позже. Чем крупнее обороты рынка такси, тем заметнее становятся проблемы и отчетливее проявляются перспективы.
На темной стороне
Теневой рынок такси — это плохо. И дело касается не только невыплаченных налогов (в 2020 году официальные компании не досчитались 1,7 млрд тенге). Речь о криминальных ЧП, отсутствии гарантий, завышенных ценах. Проблему попросту тяжело оценить, так как никакой реальной статистики собрать не получится. Причем та же ассоциация служб такси, говоря о способах вывода такси из тени, говорит в основном о методах через агрегаторы. Среди них:
▫️Регистрация цифровых платформ агрегаторов в качестве юр.лиц;
▫️Мониторинг ценообразования;
▫️Регулирование процента комиссий, устанавливаемых агрегатором на поездки;
▫️Создание Базы Данных такси;
▫️Введение бонусов для официально работающих таксистов (предоставление возможности ездить по автобусным линиям, например);
▫️Ввод требований к внешнему виду такси.
Почему агрегаторы — круто
Как видно из предложенных методов регулирования, по большей части они могут работать только через агрегаторов. Кроме того, что агрегатор — юридическое лицо и обязан нести юридическую ответственность, предоставлять отчеты по своей деятельности государству и маркировать свои автомобили, агрегаторы постоянно сталкиваются с конкуренцией, побуждающей делать новые предложения клиентам и улучшать сервис предоставляемых услуг. Например, Яндекс Такси ввел автоматическое страхование водителей и пассажиров. Далее перечислим основные плюсы агрегаторов такси:
▪️Сокращается время ожидания такси;
▪️Упрощается вызов такси через приложение;
▪️Вводится страхование;
▪️Вводится безналичная оплата;
▪️Отсеиваются неблагонадежные водители;
▪️Сокращаются риски криминальных ЧП;
▪️Понятный сервис и адекватные цены способствуют развитию иностранного туризма;
▪️Реализуется система бонусов, пакетов услуг, специальных тарифов и т.д.
Есть и свои минусы, но, как мы говорили выше, для их решения существуют определенные механизмы.
▫️Минимальные цены за посадку;
▫️Повышенный трафик в час пик;
▫️Монополисты;
▫️Спекуляции ценами.
В будущем
Понятно, что агрегаторы (особенно через мобильные сервисы) — это значительный вклад в развитие мобильного общества. Существование здоровой конкуренции в этой среде поможет создать адекватные цены и сделать такси доступным. Более того, такси уже сейчас становится жизненно необходимым ресурсом для современного человека. Достаточно вспомнить, как во время январских событий многие были парализованы не только отсутствием интернета, но и отсутствием привычных способов транспортировки. Неудивительно, что в то же время зашла речь о введение сервисов такси в такие же всегда-работающие приложения, как онлайн-банкинги. Кроме того, очевидна необходимость введение разумных мер регулирования для агрегаторов. Теневой рынок такси просто вымрет, если предложения онлайн-сервисов будут выгоднее и удобнее.