Что нужно знать о soft skills в IT. Важные навыки для развития карьеры и как их развивать
Для успешной карьеры в хорошей компании уже недостаточно только hard skills — профессиональных навыков и компетенций. Работодатели все чаще обращают внимание на soft skills — это навыки общения, управления и саморегуляции. О важности «мягких» навыков для построения успешной карьеры в сфере информационных технологий рассказали топ-менеджеры IT-компаний Казахстана и Кыргызстана.
Ксения Торопова, 29 лет, город — Алматы, HR-директор Kolesa Group, LinkedIn
Почему soft skills важны для тех, кто работает в IT
IT — это всегда командная работа, ежедневные контакты со многими людьми из разных отделов и компаний. Поэтому нам важны не только технические знания людей, но и личные. Soft skills помогают договариваться, понимать других людей и правильно с ними общаться.
Как общаться с коллегами и приходить к компромиссам
Мы «качаем» soft skills наших ребят на индивидуальных встречах. У каждого сотрудника индивидуальный план развития. В Kolesa Group есть грейдовая система — совокупность определенных hard- и soft skills для построения системы мотивации и роста сотрудников. Если разработчик классно кодит и технически подкован, но ему не удается договориться с тестировщиком или product-менеджером, грейд выше он не получит. Например, если разработчик уровня Middle 3 хочет вырасти в Senior, его «софты» должны быть высокого уровня: он должен делиться информацией с командой, развивать новичков. Это делается, что человек рос и развивался вместе с компанией.
Результаты будут лучше, а проекты успешнее, если специалист будет горд и счастлив работать в команде с ребятами, которые близки ему по духу.
Какие soft skills необходимы и как их развивать
Каждая компания выбирает soft skills, которые для них важны. В Kolesa Group десять ценностей: командность, развитие, предприимчивость, дедлайновость, честность, объективность, смелость, ответственность, осознанность и вовлеченность. Ценности формируются нами, а не спускаются сверху.
Все больше компаний обращают внимание на личные качества сотрудников
Все больше компаний обращают внимание на личные качества сотрудников. Потому что классные люди хотят работать с классными людьми, делать крутые проекты и проводить вместе время вне работы. Мы видим тенденцию: как бы силен специалист не был технически, если он не нашел общий язык с командой и ставит себя выше других, его не примут. И наоборот — если у тебя будут какие-то технические пробелы, но по «софтам» команде ты подходишь, она сделает все, чтобы помочь и подтянуть до нужного уровня.
Рекомендации по развитию soft skills
— подкаст Biweekly
— «Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства», Джон Уитмор
— «Метод кайдзен. Шаг за шагом к достижению цели», Роберт Маурер
— «Никаких правил. Уникальная культура Netflix», Рид Хастингс
— «Работа рулит! Почему большинство людей в мире хотят работать именно в Google», Ласло Бок.
Я рада, что soft skills уделяют много внимания. Это одни из ключевых навыков, которые стоит качать. За ними будущее.
Арман Сулейменов, 34 года, город — Денвер, управляющий директор Pinemelon.com, @armansu
Почему soft skills важны для тех, кто работает в IT
IT — это командный вид спорта. А значит, кроме индивидуальных навыков, важно умение работать в команде, мотивировать коллег, находить общий язык с ними, вести разработчиков за собой, защищать идеи, в которые вы искренне верите, понимать общий эмоциональный фон в команде.
Бизнес выигрывает больше всего, когда все гребут не как «лебедь, щука и рак», а в одном направлении. Тогда результаты имеют мультипликативный эффект сложных процентов. Чтобы смотреть и двигаться в одном направлении, нужно определить два-три приоритета на квартал и сосредоточиться на них. Без soft skills это невозможно.
Как общаться с коллегами и приходить к компромиссам
Трудно найти универсальные правила для всех случаев жизни. Но есть несколько общих принципов.
Если есть коллеги, которые верят в какую-то идею и страстно ее защищают, а вы не разделяете их веру, но цена ошибки невысока — благословите их. Окажутся правы — выиграли все, а вы зарекомендовали себя как менеджер, которые умеет поощрять идеи команды. Если идея не сработала, то команда получит бесценный опыт.
IT — это командный вид спорта
Нужно знать разницу между «односторонними» и «двусторонними дверьми». Первое — это решения, которые невозможно отменить. Здесь последствия могут быть большими, поэтому стоит тщательно все обдумать. Второе — это решения, которые легко отменить. Последствия и риски маленькие, поэтому, если явного решения нет, не тратьте время на тщательное обдумывание. Лучше быстро принять решение, что-то сделать, а потом менять курс в процессе получения новой информации.
Не все решения должны приниматься на основе консенсуса. Зачастую компромисс — это наименьший общий знаменатель, который никого не обижает, но не дает нужного результата. Один подход в споре между двумя людьми — договор, что «сегодня уступаю я, завтра уступаешь ты». Другой подход — если цена вопроса или ошибки невысока, всегда давать выиграть коллеге. Третий подход — уступать тому решению, за которым больше страсти.
Какие soft skills необходимы и как их развивать
— работа внутри команды
— критическое мышление
— умение решать задачи с первых принципов
— эффективная коммуникация: письменная и устная
— ответственность, репутация, что на вас можно положиться
— высокая этика
— эффективный менеджмент времени и энергии
— лидерские навыки
— умение быстро учиться.
Лучший способ развивать soft skills — ежедневное применение этих навыков на практике. Вот несколько классических книг на тему:
— «Элегантный паззл: системы инжиниринг-менеджмента», Уилл Ларсон
— «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Дейл Карнеги
— «Атомные привычки», Джеймс Клир
— «Никаких правил. Уникальная культура Netflix», Рид Хастингс
— «Радикальная прямота. Как управлять, не теряя человечности», Ким Скотт
— «Пиши, сокращай: Как создавать сильные тексты», Ильяхов Максим, Сарычева Людмила
— курс на Coursera «Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects».
Рекомендации по развитию soft skills
Слушать следующие подкасты по дороге на работу и обратно: The Knowledge Project, Shane Parrish, WorkLife with Adam Grant, Naval Podcast.
Общаться с людьми, задавать вопросы, быть любознательными, читать книги, применять уроки на практике, искать обратной связи у коллег.
Аида Дербишалиева, 32 года, город — Бишкек, HR-директор Namba, LinkedIn
Почему soft skills важны для тех, кто работает в IT
Soft skills направляют и регулируют работу. Благодаря «твердым» навыкам вы можете делать что-то правильно, а «мягкие» помогают сделать нужное, вовремя и с пользой для себя и окружающих.
В мире разработки есть парадокс: большую часть времени люди занимаются техническими вещами, но карьерный рост случается у тех, у кого хорошо развиты не hard skills, а soft skills.
На сегодняшний день навык общения стал базовым «софтом»
Человек может быть настоящим профессионалом, знатоком своего дела, но вести себя с коллегами неуважительно — уместность такого сотрудника в современной компании сомнительна. «Мягкие навыки» демонстрируют трудовую этику человека, его способность сотрудничать с другими, приносить пользу организации, став органичной частью ее корпоративной культуры.
Как общаться с коллегами и приходить к компромиссам
На сегодняшний день навык общения стал базовым «софтом». Если вы умеете аргументированно доносить идею до другого, мягко выходить из конфликтов, выстраивать долгосрочные партнерские отношения, то у вас с этим все в порядке.
Если есть понимание, что вас часто не слышат или не понимают, а переговоры — это сплошной стресс, и вообще вы «интроверт», то вам стоит задуматься.
Какие soft skills необходимы
Soft skills насчитывается более 60. Поэтому приведу те умения, которые сегодня особенно востребованы. От soft skills зависит личная эффективность и умение ладить с окружающими. Они включают в себя работу с информацией, тайм-менеджментом, критическое мышление.
Рекомендации по развитию soft skills
— займитесь самоанализом. Подумайте о том, какие у вас есть недостатки. Спросите друзей, родственников о своих сильных и слабых чертах характера
— найдите примеры для подражания. Проанализируйте друзей и знакомых, у которых уже есть необходимые вам soft skills. Попросите их о наставничестве или совете
— сосредоточьтесь на цели. Не нужно браться за развитие навыков в целом, выделите ключевой и работайте над его улучшением.
Постоянно рефлексируйте, анализируйте прогресс и регресс. Развитие soft skills способствуют не только продвижению по карьерной лестнице, но и улучшат отношения с родными и друзьями.
Марина Гагарина, 40 лет, город — Алматы, менеджер по привлечению талантов компании DAR
Почему soft skills важны для тех, кто работает в IT
Некоторые soft skills закладываются в нас при рождении, но остается та часть, которую в течение жизни необходимо развивать для достижения личных и командных целей. Это стремление к развитию, открытость, умение коммуницировать, самодисциплина, аналитические навыки, креативность, ответственность, критическое мышление, эмпатия, умение работать в команде, страсть к делу — те навыки, которые позволяют войти в IT-сферу.
Сегодня команды профессионалов нуждаются в мотивации и вдохновении
Для воплощения идей в успешные проекты бизнесу нужна сильная команда. А прокачка «софтов» сотрудников позитивно влияет на развитие его самого, команды и компании в целом. Когда прогрессирует команда, растет и способность компании быть гибкой и создавать большую ценность для клиентов.
Как общаться с коллегами и приходить к компромиссам
Для компромиссов в рабочих ситуациях важна эмпатия. Один из ключевых навыков общения — способность делиться личными историями, которые приводят к сочувствию, доверию. Это позволяет коллегам спорить, смеяться, обсуждать идеи и решать задачи в открытой и доверительной среде. В итоге повышается эффективность и результативность команды, а следовательно, и бизнеса.
Рекомендации по развитию soft skills
— организованность. Особенно, когда нужно переключаться между несколькими проектами и задачами, что в IT-сфере неизбежно. Многозадачность возможна только при организованности
— аналитический подход позволяет диагностировать технические проблемы и устранять их. Например, почему строка кода не дает желаемого результата или почему перестал работать сервер. Аналитика помогает выявлять проблемы до того, как они возникнут
— ответственность. Чтобы это развить, нужно перестать себя оправдывать, обвинять, жаловаться и ныть, отвечать за свои мысли, чувства, слова и действия, осознать свою готовность работать, чтобы заслужить чье-то доверие
— критическое мышление. Это способность мыслить организованно и систематически, чтобы понимать связи между идеями и фактами. Позволяет профессионалам принимать рациональные решения.
В мире стали больше фокусироваться не на интеллектуальной и рациональной стороне человека, а на его эмоциональном багаже, на умении управлять отношениями и на его эмпатию в общении. Прошли времена, когда работодатели или руководители позволяли себе отдавать приказы из офиса. Сегодня команды профессионалов нуждаются в мотивации и вдохновении.