Будущее Clubhouse
В последние пару недель закрытая соц.сеть Clubhouse стала феноменом. Люди охотятся за инвайтами в надежде попасть в одну онлайн-комнату с Илоном Маском и другими, а венчурные инвесторы уже сделали стартап «единорогом» — но что будет с Clubhouse после хайпа?
У платформы три риска: сложности с коммерциализацией, модерацией дискуссий, и хранением данных. Вдобавок, растет конкуренция со стороны других компаний.
Коммерциализация
Мы уже писали о возможных способах монетизации в Clubhouse — донаты, приватные комнаты, премиум-подписки. Пока в приложении нет потребителей платного контента, а расширять тех.возможности нужно. Если же этого не случится, приложение повторит судьбу Vero. Это изначально эксклюзивное приложение тоже росло, и в 2018 году Vero возглавил чарты App Store. Однако успех длился меньше месяца, из-за увеличения количества жалоб. Приложение постоянно зависало из-за того, что не могло обрабатывать растущий пользовательский трафик. Излишнее стремление к прибыли может испортить “особую атмосферу” Clubhouse.
Сохранность данных
Условно-свободные данные Clubhous’а нигде не сохранены. Администрация банит пользователей, которые пытаются вести запись. Звучит как идеальный онлайн, в котором никто не собирает вашу информацию. Но не окажется ли такая свобода препятствием для рекламных моделей? К тому же, пользователи дают сервису доступ к контактам. Чем это отличается от кейса Getcontact? (Приложение стало вирусным в 2018 году; оно показывало, как записан мобильный номер в чужих списках контактов, а сервис за счет этого собрал личные данные пользователей).
Конфиденциальность данных
У Clubhouse появились первые проблемы с безопасностью. Один разработчик нашел способ транслировать аудиочаты Clubhouse на сторонний веб-сайт. Clubhouse заблокировал юзера, но приложение не так защищено, как казалось.
Другие придумали способы «призрачного прослушивания» комнат без отображения профилей пользователей — по сути, подслушивания. Пользователи в Китае могут пользоваться приложением с помощью VPN — даже если приложение заблокировано в стране.
Конкуренция
Clubhouse уловил дух времени и имеет преимущество, но ему сложно конкурировать с Twitter и Facebook в масштабе. Шесть лет назад Twitter убил приложение Meerkat, просто отключив ему доступ к социальному графу. Clubhouse имеет свой граф, а также является спец.платформой для живого аудио; тогда как Spaces по-прежнему кажется второстепенным по отношению к главному в Twitter: тексту. Но Clubhouse придется увеличить пользовательскую базу в 20 раз, чтобы соответствовать количеству ежедневно активных пользователей Twitter, которые скоро получат доступ к Spaces; в 180 раз для Facebook.
Модерация контента
Между тем, у Clubhouse есть и другие насущные проблемы: как улучшить алгоритм; как отследить разжигание ненависти и вредоносный контент; как обеспечить, чтобы пользовательские данные не достались Китаю. Clubhouse использует Шанхайский стартап Agora Inc. для внутренних операций, в том числе обработки трафика данных и производства звука. Китайское законодательство требует, чтобы компании передавали информацию по запросу и даже собирали данные от имени Пекина, если это в интересах нацбезопасности.
Ожидания пользователей возрастут, когда бета-тест закончится. Чем Clubhouse удержит аудиторию, когда очарование новизны пройдет? Удержание комьюнити — это не только технологии. Есть ли у Clubhouse долгосрочная ценность? Пандемия закончится, и мир вернется в привычное русло — где живое общение будет ценностью. Сможет ли тогда Clubhouse что-то предложить в мире нормальном или проиграет — привычным подкастам, которые станут интерактивными, или тому же Zoom, который есть на Android.
Зависит от того, насколько быстро среагируют платформы с подкастами. Именно от топового музыкального стриминга по типу Spotify, который обозначил фокус на аудио, зависит расклад в этой войне. Шансы подкастов выглядят весомее, за ними уже история и привычка. Помимо стримингов, есть и другие конкуренты: Марк Кьюбан уже пообещал запустить сервис живых подкастов Fireside с заложенными инструментами монетизации в этом году.