Egistic — стартап, который создает удобную IT-инфраструктуру для фермеров

Познакомились с основателем и CEO стартапа Egistic — Жандосом Керимкуловым. Жандос рассказал о том, как пришла идея создания этого проекта, с какими трудностями пришлось столкнуться и о своих планах на 2023 год.

Жандос Керимкулов, 35 лет, основатель и CEO Egistic

С чего мы начинали

Egistic — это AgriTech-стартап. Мы делаем наше приложения для фермеров и, в первую очередь, рассматриваем их как бизнесменов. Сегодня журналы агрономов заменяются цифровыми мобильными приложениями. Если раньше все вели учет с помощью метровки, то сейчас они заменяются GPS-трекерами. Мы преподносим все это в комплексе и создаем SaaS-продукт для пользователей.

Первое, с чего мы начинали — это космические снимки. У фермеров большие земли, и объехать их все составляет много труда. Поэтому каждые три-пять дней мы создаем фотоснимки, благодаря которым фермеры могут анализировать неоднородность своих земель и своевременно решать проблемы. Сегодня мы дополнили тему по IoT — учету времени работы техники и подтянули учетную часть по агрономии. Вокруг этого мы создаем экосистему сервисов: B2B-маркетплейс, консультационные услуги, HR-сервис и аренда техники.

Как IT-специалисту мне было несложно собрать команду: мы начинали со стен Назарбаев Университета, там и находили сотрудников. В 2019 году у нас был технический запуск, но зарабатывать мы начали ближе к 2021 году. Каждый сезон мы делаем в три раза больше, чем в предыдущем году.

Об основателях

До стартапа я работал в космическом агентстве, управлял космическими аппаратами. Я был Team Lead-ом, и мы принимали снимки с космических аппаратов. Эти снимки складировались и не обрабатывались. И я начал изучать, почему они не обрабатываются и что с ними происходит дальше. И в ходе этого анализа я выяснил, в какой сфере могут применяться эти снимки. Как оказалось, 20% Всемирного земельного банка находится на территории СНГ, и было очевидно, что эти земли используются для сельского хозяйства. Так и начался мой путь. Я единственный основатель нашей компании.

Целевая аудитория

Наша целевая аудитория — это агробизнесмены, агрономы, учетчики, диспетчера, инженеры. То есть мы не рассматриваем только учредителей. Мы стремимся к тому, чтобы наш продукт был полезен для их сотрудников и облегчал им ежедневную рутину.

Партнеры — это компании-дистрибьютеры, агрохимические компании. Мы упрощаем их жизнь за счет того, что они могут анализировать свои территории, могут вести аналитический учет своей клиентской базы и смотреть историю своих клиентов.

Обычно фермера покупают все в кредит. И теперь с помощью нашего приложения можно делать скоринг хозяйства: смотреть, сколько оформлено земли на того или иного фермера, сколько пастбищ, какие культуры он сеет, какая средняя урожайность и присутствует ли у них спад или же увеличение урожайности.


Программы акселерации и инкубации

Мы проходили акселерацию в Назарбаев Университете, в ABC Incubation.

В 2018-2019 годах стартап был на уровне идеи. Потом мы начали собирать документы и подавали их в различные институты для поиска финансирования. Выиграли несколько грантов. С тех пор мы начали зарабатывать и получили Рroduct-market fit. Сейчас нам нужно создавать scale, и именно для этого мы привлекаем инвесторов.

Трудности

У нас был сложный путь, так как, во-первых, мы работаем в B2B сегменте. Во-вторых, это стартап в агросфере, где все достаточно консервативно. На начальных этапах не все понимали, что такое космоснимки, но сегодня каждый второй знает, что это такое и как это применять.

Мне говорили, что наш проект не под венчурку, так как срок возврата очень долгий. Но есть рынок и возможности. На нем мы и работали.

Достижения за 2022 год

Основное наше достижение — это удовлетворенность наших пользователей. Тот факт, что предприниматели, которые заключили с нами договоры, перезаключают их — самое важное для нас.

Также последние три года мы не участвовали ни в каких баттлах, соревнованиях, так как сконцентрированы на наших пользователях, решении их задач и в режиме Вootstrap решаем ежедневные задачи. Поэтому нас можно редко встретить на различных мероприятиях. Но это не потому, что нам это не интересно, а потому, что в основном такие мероприятия проходят летом, а для нас лето — самый загруженный период. А если что-то проходит зимой, то мы обязательно участвуем.

Более 200 сот хозяйств используют наше приложение. По площади это больше 1 500 000 гектаров.

Планы на 2023 год

Мы находимся на первом этапе. Работая пять лет, мы достигли Рroduct-market fit, потому что для тестирования гипотез в агросфере у вас есть лимитированное количество времени. Тесты проходят в течение одной-двух недель. Потом целый сезон вы анализируете результаты и думаете над тем, как можно их улучшить, и готовите продукт на следующий тест. Мы уже прошли этот этап и сегодня закрываем практически все потребности бизнеса по ведению хозяйства.

Наш следующий этап — это создавать больше полезного контента в приложении для пользователей, наполнение маркетплейса и далее это должно трансформировать нас с AgriTech в FinTech-компанию, когда мы сможем предлагать нашим пользователям онлайн-кредитование, онлайн-рассрочки с полным скорингом деятельности фермеров. Сейчас банки второго уровня неохотно дают кредиты нашим пользователям, потому что это сельское хозяйство, и это может быть рискованным. Благодаря скорингу мы сможем показывать, как работает тот или иной фермер, динамику его работы, за счет чего мы сможем упрощать этот процесс.