Как казахстанско-белорусский стартап реализует «зеленый бизнес»: интервью с сооснователем Green Bee

27 октября 2021 года маркетплейс органических продуктов Green Bee стал финалистом международного конкурса стартапов EuroAsian Startup Awards в номинации «Best Newcomer». The Tech поговорил с сооснователем cтартапа Асетом Мусаевым, чтобы оценить, насколько реалистична концепция натуральных и полезных продуктов питания в Казахстане.

Краткий обзор Green Bee

Green Bee – это маркетплейс, который соединяет фермеров, небольших производителей эко продуктов и их клиентов из больших городов. Загрузив мобильное приложение, покупатели получают выбор свежих, экологически чистых овощей, сыров, мяса, птицы, молочных и других органических продуктов.

Из интервью вы узнаете:

  • Опыт финалистов международного конкурса стартапов EuroAsian Startup Awards; 
  • Как зародилась идея маркетплейса органических продуктов; 
  • Как организован процесс сертификации продуктов питания.

Как появилась идея маркетплейса органических продуктов? 

Идея создания стартапа принадлежит известному предпринимателю и венчурному инвестору Бахту Ниязову. В путешествии на Бали его вдохновила идея собрать в одном сервисе локальные зеленые бизнесы, эко отели, эко рестораны, производителей органических продуктов и поставщиков крафтовых услуг. Такое приложение могло бы полезным для путешественников и давало бы доступ к уникальным местным эко бизнесам. Так появилась идея создания маркетплейса Green Bee. Тестировалась гипотеза на Бали, в Индонезии, в Сан-Франциско в США, где большая концентрация небольших зеленых бизнесов. Пандемия внесла свои коррективы и направление сузилось до ниши органических продуктов питания. 

Кто отвечает за сертификацию органической продукции? Как быть уверенным, что продукты действительно органические?

При подключении к маркетплейсу фермеры и производители предоставляют сертификаты на свою продукцию. Основу витрины маркетплейса Green Bee представляют продукты казахстанского происхождения, но также есть продукты из России, стран СНГ. Мы работаем над запуском скоринговой системы, которая будет связывать фермеров и производителей органической продукции с национальными сертифицирующими органами в разных странах для упрощения и ускорения сертификации.

Сегодня с маркетплейсом работает 29 эко бизнесов из Алматинской области. Каждый день мы получаем новые заявки на подключение. На витрине Green Bee сейчас 887 товаров – это фермерские продукты, овощи, мясо, птица, молоко, сыры,  различные полезные снэки и многое другое. 

Наблюдаются ли перспективы развития производства органической продукции в Казахстане?

За последние 20 лет рынок органической продукции в мире вырос в 6 раз, общий объем составляет $106 млрд. В Казахстане, как и во всем мире растет спрос на экологически чистые продукты питания и органик маркетплейсы это один из самых быстрорастущих бизнесов. Кстати, в Казахстане идет работа по разработке законопроекта по производству и обороту органической продукции.