Команда, рынок и трекшн: как инвесторы выбирают стартапы для инвестирования

На международном венчурном форуме CEVF 2024 обсудили с инвесторами, какие факторы следует учитывать при выборе стартапа для инвестиций. Делимся их ответами в материале.

Мейржан Есимханов, операционный директор Activat VC, Linkedin   

Все зависит от стадии развития стартапа. Мы сосредотачиваемся на ранних этапах, поэтому особое внимание уделяем команде, Product Map и объему рынка, на котором будут представлены проекты. Также важно оценить, насколько их решение технологическое.

Руслан Ракымбай, инвестиционный директор Quest Ventures, Linkedin  

Как и любой другой институциональный инвестор, мы всегда смотрим на продукт и проект. 

Мы инвестируем на ранних стадиях, до раунда A. На таких этапах нужно смотреть на команду и фаундеров. Даже если продукт уникален, кто-то все равно должен его создавать или развивать. И это будет делать команда. Оцениваем, есть ли у них экспертиза в той области, в которой они работают, делали ли они подобные проекты ранее, имеют ли опыт разработки других продуктов.

Особое внимание уделяем мотивации и преданности сотрудников на ближайшие три-пять лет, потому что именно этот период часто становится «Долиной смерти» для начинающих предпринимателей. Важно, чтобы фаундеры не перегорели за это время и могли дальше развивать продукт.

Георгий Симонгулашвили, ангел-инвестор, Linkedin    

Как ангел-инвестор я, в первую очередь, оцениваю размер рынка и темпы его развития. Также важно, насколько этот рынок развит на региональном уровне, и насколько быстро его можно охватить. Не менее важна команда стартапа.

Ануар Лензат, Investor relations manager Activat VC, Linkedin 

Обычно мы смотрим на размер рынка, компетентность команды и валидацию бизнес-модели. Лично для меня важна дисциплинированность фаундера. К примеру, если он обещал выслать материал в определенное время и не сделал этого, я сильно задумаюсь, стоит ли мне дальше вести диалог. 

Еще для меня важно, зарабатывает ли команда. Хочется, чтобы стартап закрывал собственные потребности своими силами, а инвестиции привлекал на масштабирование. 

Димаш Касс, associate Big Sky Capital, Linkedin

В нашем фонде мы обращаем внимание на команду, ее экспертизу, background и трекшн — достижения, которые она смогла достичь за короткий срок.

Абай Абсамет, инвестор, СЕО BGlobal Ventures, Linkedin 

Если ранняя стадия, то больший акцент идет на команду, ее экспертизу, вовлеченность и коммитмент в стартап, предыдущие достижения фаундеров, и их репутации. Важно понять, какую проблему решает стартап, насколько она значима с точки зрения рынка, насколько продукт стартапа приближен к ее решению и готовы ли пользователи платить за этот продукт. 

Также оцениваем прогресс проекта за определенный период существования. Обычно смотрим на ежемесячный регулярный доход — MRR, прирост пользователей, и так далее. Кроме этого, есть такие факторы, как технология, которая лежит в основе, конкуренция и другие вещи.