«Масштаб проектов и уникальная корпоративная культура сразу же зацепили меня», — Святослав Васильев о карьере в inDrive

Head of product в компании inDrive поделился опытом работы в и рассказал ключевые навыки, необходимые для продуктовых менеджеров.

Святослав Васильев, город — Лимасол, Кипр, Head of product, Mobility Cluster, Linkedin  

О себе

У меня два высших образования. Первое — инженерное, я получил в институт связи. Некоторое время работал по специальности в шведской компании Teligent, где начал с позиции стажера. У компании был филиал в Москве. Там я узнал о профессии product manager и много взаимодействовал с бизнес-функциями. 

Тогда у меня было примитивное представление о том, что такое product management и что с этим делать. Поэтому получил второе образование в экономической сфере, думая, что это поможет мне приблизиться к бизнесу. Меня привлекала идея профессии, которая находится на стыке технологий, бизнеса, дизайна и других областей. Мне казалось, что я смогу определять будущее продукта и его внешний облик, приносить пользу пользователям и компании.

В 2011 году почти не было книг про product management. Лишь крупные корпорации иногда упоминали эту профессию. Не было курсов, ресурсов, лидеров мнений, блогеров. Поэтому приходилось самому находить материалы для изучения.

Важную роль в моей карьере сыграло то, что на всех позициях я тесно взаимодействовал с CEO и основателями компаний. Это совершенно иначе формирует мировоззрение, общий склад мышления и подход к задачам. Думаю, каждый product manager должен пройти через подобную школу. Ведь наемный сотрудник может уволиться и найти другую работу, а для фаундера его бизнес — это все, у него нет права на ошибку. Он делает все возможное, чтобы его дело росло и приносило доход.

Благодаря общению с основателями компаний и постоянному любопытству, я стремился смотреть на вещи шире, а не просто выполнять конкретные задачи. Мне нравилось складывать сложные картинки, системы, находить закономерности в куче факторов: что происходит на рынке, какие есть тренды в бизнесе и какие-то еще предпосылки, которые могут на что-то повлиять. 

Вторая вещь, которая мне сильно помогла, —  это коммуникативные навыки, потому что product management — это про общение. Ведь в компаниях много людей, и у каждого свой взгляд на то, как должен развиваться продукт. Нужно постоянно взаимодействовать с коллегами и выстраивать процессы так, чтобы все понимали, почему я сосредоточен на самом важном, а не на менее значимых или неэффективных задачах. Все это привело меня к позиции CPO. 

inDrive — огромная компания. Ранее я работал в гораздо меньших организациях, где моя должность называлась директор по продукту, и я подчинялся фаундерам. Однако, задачи были сопоставимы по сложности. 

Самое интересное, и при этом самое сложное — это нахождение точек фокуса, которые дадут самый большой вклад в рост бизнеса. Важно достигать баланса между стратегическими решениями, направленными на будущее, и достижением конкретных результатов в настоящее время. Совмещение этих аспектов — это одновременно самый сложный и увлекательный процесс работы.

О карьере в inDrive 

Во время поиска работы я общался с представителями множества компаний, и получил несколько офферов, в том числе от inDrive. Масштаб проектов и уникальная корпоративная культура inDrive сразу же зацепили меня. 

Мой типичный рабочий день удивил бы всех моих знакомых не из IT, потому что практически все время я провожу на звонках. В течение рабочего дня у меня обычно бывает около восьми звонков, продолжительностью от 15 до 30 минут каждый, иногда и больше. Я веду разные типы созвонов: в одних действую как лидер, организуя процессы, в других остаюсь участником, выражая свое мнение. Также много внимания уделяю таким задачам, как разработка стратегий или организация встреч с командой для обсуждения результатов и дальнейших шагов.

Самый интересный и сложный проект — это улучшение качества сервиса и продукта в нашем бизнесе доставки. Основной вызов заключается в самобытной модели, где нет директивного назначения заказов на исполнителей, как у конкурентов. У нас заказчики и исполнители выбирают друг друга и сами устанавливают цену за услугу. Наша цель — разработать систему, которая подчеркивает надежность исполнителей, не нарушая принципы справедливости. Стремимся обеспечить равные возможности для всех.

Мы разрабатываем систему, которая четко объясняет наши ожидания от исполнителей и правила сервиса. Эти данные включаются в коммуникацию с клиентами, позволяя им выбирать из нескольких откликов исполнителей по разным ценам и характеристикам. Например, один исполнитель может быть более дисциплинированным, другой — более быстрым. Эти знания помогают клиентам решать, готовы ли они идти на компромисс с ценой или предпочитают заплатить больше за надежность и качество услуги.

Я думаю, что в ближайшие годы профессия product manager будет освобождаться от рутинных задач при помощи искусственного интеллекта. Появится много времени, чтобы больше работать головой, делая упор на данные. Однако я не думаю, что профессия пропадет в ближайшие 10-20 лет. Скорее всего, она будет более специализированной, с увеличенным акцентом на креативные аспекты и меньшим количеством механических задач.

Рекомендации

Успешному product manager важно развивать насмотренность. Он должен уметь глубоко анализировать, понимать, почему некоторые продукты и бизнесы успешны, а другие нет. 

Еще одна важная вещь — открытость. Product manager должен как можно меньше опираться на внутренние установки и экспертность. Ему необходимо активно слушать факты и потребности пользователей. Часто хорошие специалисты не боятся сомневаться и проверять гипотезы, вместо того, чтобы упираться в свои идеи. 

Кроме того, нужны хорошие коммуникативные навыки. Это одна из самых общительных профессий, потому что product manager каждый день разговаривает с командами разработки, дизайна, аналитики, продаж, маркетинга и бизнесом.  

Найдите опытных руководителей через социальные сети и попросите их менторить вас, дать советы например, о том, как попасть в их компанию. Проявите инициативу и договоритесь о встрече. Многие люди отзывчивы на такие запросы, так как им приятно делиться опытом, это увеличивает их значимость. Для начинающего специалиста эти знания будут ценны, особенно если он найдет ментора, который поможет ему в первом шаге на карьерном пути.