Интервью с проректором Astana IT University

The Tech поговорил с проректором Astana IT University (Андреем Белощицким), чтобы узнать, что нужно для роста казахстанского экспорта IT-услуг, как МФЦА создает условия для стартапов, и для чего создали новый казахстанский альянс ВУЗов (UAST).

Отсутствие оперативной связи между рынком труда и системой образования может привести одновременно к подготовке уже не востребованных кадров и высвобождению кадров по «умирающим» профессиям. Как ВУЗы могут бороться с этой тенденцией?

Очень просто, мы работаем с рынком напрямую, привлекаем реальные компании в учебный процесс. Например, готовим программы совместно с Cisco академией. Huawei, Kaspersky, Oracle — мировые лидеры IT. Для того, чтобы готовить реальных специалистов, которые будут востребованы, а не специалистов, которых нужно будет переучивать, мы готовим их в условиях рыночных потребностей. Более того, в рамках обучения студенты проходят сертификацию, заканчивают университет с набором сертификатов.  Это делают и другие университеты, но внедрение непосредственно Cisco и  Oracle академий позволяет отслеживать необходимые тенденции развития в телекоммуникациях, в программировании, дизайне, разработке ПО. Компания «Коркем Телеком» (Сергек) тоже сотрудничает с нами и постоянно просматривает наши учебные планы. Самое главное в этом процессе, я считаю, чтобы не было отставания, когда специалист выходит (на рынок), а он уже должен переучиваться. В IT сфере это часто происходит. Специалисты таких компаний как Коркем Телеком, EPAM, KPMG по экономическим направлениям, Cisco по IT, они проводят у нас различные ивенты, практические занятия. Кроме аудиторного занятия, у нас проводят совместные ивенты-хакатоны, в которых они дают реальные задания и вместе со студентами, как менторы, эти проекты выполняют. Наши студенты по окончанию университета уже все устроены на работу. По такой модели могут работать все университеты.

В 2021 году AITU выпустит около 600 специалистов. Насколько эта цифра соответствует потребностям рынка?

Выпустят чуть больше 500 специалистов. Сервисы реализации проектов не привязаны к месту. Благодаря этому, даже если мы говорим, что рынок Казахстана насытился, а он не насытился этими специалистами, есть возможность выхода на аутсорсинг для других стран. На аутсорсе сейчас работают приблизительно 60% украинских компаний, на внутренний рынок работает 40%. При этом иногда на внутреннем рынке иногда проекты являются резидентами, то есть это не украинские продукты, а компании как Cisco и так далее. На сегодняшний день по телекоммуникациям рынок не насыщен. Компании Cisco и Huawei говорят дайте нам специалистов, их не хватает. Вроде бы они есть, но квалифицированных, готовых работать по модели, которую мы сегодня внедряем реально мало. Более того, аппаратчиков расхватывают как пирожки. Тенденция такая, что популярно больше программирование, но на самом деле в телекоммуникациях, смарт-технологиях, Интернете вещей специалистов не будет хватать по миру еще ближайшие 15 лет. Даже если сейчас пошел бум в этих направлениях, то лет десять точно их не будет хватать. Рынок перенасыщен программистами в рамках Украины, Казахстана, но по миру он не насыщен. 

Мы находимся на территории бывшей выставки EXPO 2017, сейчас здесь располагаются AIFC, AstanaHub & AITU, а недалеко находится NU и множество других интересных организаций. Насколько создание таких кластеров помогает развитию инноваций в целом и вашему вузу в частности?

Да, действительно нашему ВУЗу очень сильно повезло в связи с тем, что мы находимся в такой развитой инфраструктуре. МФЦА позволяет создать нашим стартаперам и компаниям, которые развиваются, инновационным проектам, нужные условия. Можно стартануть и хорошо подняться без экономических нагрузок по налогообложению. AstanaHub-наш партнер по образовательным программам и практическим занятиям. Они совместно с университетом проводят ивенты, в рамках которых студенты запускают стартапы. Это такая инфраструктура, когда есть образовательный процесс, есть, где применять свои реальные проекты в виде стартапов, научных исследований и инноваций. В рамках AstanaHub они развиваются, далее проходят инкубации, дальше выходят совместно. Так как AstanaHub является резидентом МФЦА, они тоже освобождены от налогов. Эта зона позволяет создать такую инфраструктуру, при которой инновации будут развиваться. Молодые ребята могут никуда не уезжать, создаются все условия для того чтобы инновации развивались. Страна выигрывает, проекты остаются здесь, молодежь не уезжает за рубеж. Многие думают, что зарубежом лучше, а на самом деле у нас можно хорошо зарабатывать. IT сфера- это сфера, в которой можно на аутсорсе реализовывать очень классные проекты, находясь в Казахстане и получая деньги американских, азиатских, европейских инвесторов. 

Сегодня мы узнали, что создается альянс пяти университетов (AITU, UIB, КБТУ, МУИТ, АУЭС). Какие у вас ожидания от этого сотрудничества? 

На самом деле очень большие. Это такой триггер не столько для наших пяти университетов, сколько для всего Казахстана. Междисциплинарность, например IT в медицине, сельском хозяйстве, аграрном секторе-это уже данность. Поэтому подписание договора о сотрудничестве многопрофильных университетов, это триггер для Казахстана к тому, что нужно объединяться и делать коллаборации не просто на словах, а в реальных условиях. Мы показываем, что без объединения не будет прогресса. Например, химики, коллаборируя с материаловедами получают новые материалы. Биологи, работая с айтишниками получают биоманипуляторы и другие вещи. Казалось бы, такие направления как автоматика и автоматизация, энергетика, экономика, не соединимы, но на самом деле развитие IT-индустрии без них не будет иметь хорошего эффекта. Нужно готовить классных специалистов сообща, стандартизировать программы вместе. Это увеличит научный потенциал страны.

Даёт ли это студентам какие-то преимущества помимо самой возможности прохождения обучения в другом университете? Будут ли двойные дипломы или другие программы?

Два диплома в рамках казахстанских (ВУЗов) точно не будет, но возможность мобильности, то есть перезачета кредитов-однозначно. Допустим, у нас есть лабораторная база, где студенты могут пройти обучение, и это им засчитается после того, как они вернутся в свой ВУЗ. Такая мобильность позволит оптимизировать ресурсы университетов, и соответственно учиться студентам на более совершенном оборудовании. Фрезерные станки, 3D-принтеры, манипуляторы, которые стоят нормально денег, не стоит покупать всем ВУЗам сразу. Нужно распределиться, и тогда во-первых, студенты познакомятся с культурой другого университета, во-вторых, университеты оптимизируют учебную базу, в-третьих, студенты прослушают иностранных преподавателей ведущих вузов, находясь в другом университете. Такая коммуникация позволит минимизировать не только затраты, но и максимизировать социальную составляющую. В Казахстане действует Болонский процесс, но немногие ВУЗы его хорошо реализовали на практике. 

Как будут выглядеть программы мобильности в условиях пандемии? 

Они будут выглядеть точно также, как и до пандемии. Обязательные курсы пройдут, как в дистанционном, так и в комбинированном режиме, в зависимости от ситуации. По сути, отличий никаких. Компетенции, которые должны освоить студенты, они не должны отличаться никак, что до, что после пандемии. Форма получения этих знаний будет разная. 

В Альянсе 4 вуза из Алматы и только один из Нур-Султана. Почему именно такой состав университетов? Можно ли ожидать расширения участников в будущем за счёт появления НУ или Филиала МГУ, которые находятся в Нур-Султане?

Мы не говорим, что только 4 университета и никого в нашу песочницу не берем. Еще раз повторюсь, что есть много ассоциаций, но результативность этих организаций — разная. Многие из них нацелены на получение каких-то выгод, зачастую финансовых. Поэтому результативность у них нулевая. Они просто, образно говоря, дают какой-то документ, что прошло какое-то мероприятие. Включение каких-то крупных университетов, как Назарбаев университет, только усилит нашу коллаборацию. Почему мы начали именно с этих пяти? Можно сказать мы под одним зонтиком, общественного фонда образования Нурсултана Назарбаева, они являются инвесторами этих проектов, поэтому начали мы с них. Это не означает, что больше никто никого не пустит. Наоборот, мы заинтересованы объединится со многими ведущими ВУЗами, и делать коллаборация на национальном уровне, а не внутри какого-то города. Очень классные ВУЗы есть в Атырау, Караганде, Павлодаре. Мы максимально хотим аккумулировать коммуникации, потому что многие ВУЗы живут внутри себя. Встречаемся только на каких-то конференциях, а сейчас даже их нет. Поэтому коллаборация таких сообществ, как мы сейчас создаем с пятью университетами, это бонус. Мы все входим в один зонтик-Министерство образования, но тем не менее все себя считаю конкурентами. Здесь же нужно занять такую нишу, чтобы дополнять друг друга, а не конкурировать. Подобная коллаборация позволит расставить все пазлы на свои места и создать общую картину образования Казахстана. Естественно, в центре всего этого стоит студент, чтобы у него были все возможности.

Какие цифровые технологии помогут Казахстану пережить последствия пандемии?

Все, что связано с дистанционной работой. Такие сервисы как Zoom, Teams и такие вещи, как удаленный доступ и виртуализация. Сейчас необязательно находиться в офисе компании, особенно в сфере IT. Единственное, где нужно присутствие человека-это непосредственный контакт с оборудованием. Сегодня на конференции мы говорим о цифровом университете. Многие вещи мы переносим в облако и Сеть, но полностью уходить на дистанционную это неправильно. Студентам нужно чувствовать себя студентами. Когда мы прочитали один семестр в оффлайне, они общались и перестали чувствовать себя школьниками. Но вне учебного процесса, многие рабочие специальности можно без проблем перенести в дистанционный режим, если не требуется специализированное оборудование. Сегодня реально провести конференцию такого уровня (как IEEE) без проблем. Хотя еще год назад, ассоциация IEEE, в которую входят более 100 стран, запрещала онлайн-режим. Благодаря, а может быть и вопреки, пандемии мы получили новую веху в развитии дистанционных технологий и коммуникаций. Без этих технологий не будет развития, к сожалению. Люди-социальные существа, им нужно общение вживую, но если это невозможно, то помогают дистанционные технологии. 

Украина первой в мире узаконила электронные паспорта. Как проходит процесс цифровизации и перехода к цифровой экономике у нас? 

Вы знаете, в Украине многие проекты задекларированы, но такого ресурса как Egov нет. Я как иностранец это ощутил, а казахстанцы многие вещи воспринимают как данность. У нас (в Украине) эти процессы только запускаются, они еще не в массах. Есть такие сервисы, как предоставляет Egov, такие сервисы как предоставляют Kaspi и HalykBank. В Украине хорошо развит интернет-банкинг, но оплата в такси, разных услуг, получение какой-либо справки в Украине намного сложнее. В Казахстане эти инновации, которые внедрили за короткое время, действительно заработали. Я всегда привожу в пример украинским ребятам, которые организовывают цифровизацию города. Как и в Украине задекларировано, можно получить все документы в рамках единого окна не выходя из дома. Но здесь это можно получить, а в Украине нет.

Украинский экспорт ІТ-услуг впервые достиг рекордных $5 млрд в этом году. Общая сумма экспорта IT-услуг с 2016 по 2020 год пересекла отметку в $16 млрд.  Как вы считаете, что нужно для роста IT-экспорта в Казахстан?

Я сам с Украины, меня пригласили в университеты заниматься научным и инновационным направлениями. Я считаю, чтобы достичь таких масштабов, нужно создавать хорошие инфраструктурные зоны. Сложность в этом процессе-чтобы молодежь, которую мы воспитываем не уезжала. Одна из миссий нашего университета-показать, что находясь в Казахстане можно хорошо зарабатывать за счет аутсорса. У нас в университете готовят разных IT-специалистов, но всех их учат программированию, а это в основном работа на аутсорсе. Сегодня обеспечивая и масштабируя в Казахстане такие компании, как EPAM, можно реализовать большой потенциал. Наши ребята, которые учатся на первом курсе, уже готовы решать различные задачи. Студенты в рамках практических и лабораторных работ реализовывают задачи университетского IT Challenge. Такая командная работа позволит создать инфраструктуру и микроклимат, который способствует экспорту. МФЦА позволяет создать студентам стартап, по сути, ничего не вкладывая, со льготными условиями создавать такие компании. Прогноз МЦРИАП по приросту специалистов даже во время пандемии-очень большой. Коллаборация университетов, бизнеса и государства поможет реализовать инновационные проекты.