О развитии индустрии киберспорта в Центральной Азии

Представители киберспорта на прямом эфире в нашем Telegram-канале подробно рассказали о развитии киберспортивной индустрии в Центральной Азии. Делимся самыми интересными мыслями в текстовом формате.

Бауыржан Садиев, СЕО и основатель киберспортивного стартапа Pinger.pro.

Артур Мукашов, организатор киберспортивных ивентов

Хилола Исламбекова, заместитель исполнительного директора Ассоциации киберспорта Узбекистана.

О себе

Бауыржан. 90% тех, кто считает себя айтишником, так или иначе свой досуг, хобби связывал с компьютерными играми, и я не исключение. По образованию я айтишник, работал по специальности на всех ролях в IT. Моим хобби также были игры и киберспорт. В Казахстане в 2017-2018 годах началось движение по признанию киберспорта официальным видом спорта. Тогда ко мне тогда обратились, как к человеку, который в этом разбирается, попросили проконсультировать. Далее получилось запустить стартап, который у меня был в замыслах в голове. И непосредственно на данный момент я занимаюсь этим стартапом — Pinger Pro. Это инфраструктурное решение для киберспорта: платформа, контентная студия, агентство по работе с инфлюенсерами.

Артур. Начинал я давно, еще с первой Dota. Потом, как и все перешел на Dota 2, участвовал на местных городских LAN-турнирах в Бишкеке. В 2015 году перешел на карточную игру Hearthstone, по ней участвовал в международных турнирах. Например, на Азиатских играх по киберспорту в 2018 году в Индонезии. С 2020 года начал заниматься около киберспортивными делами: медиа, организацией мероприятий, судейством турниров и так далее.

На данный момент я также занимаюсь организацией киберспортивных мероприятий и турниров.

Хилола. Я оказалась в киберспорте благодаря опыту работы в маркетинговой компании. Долгое время интересовалась видеоиграми и постепенно начала рассматривать эту сферу в профессиональном ключе. Начала изучать все, что происходило в мире киберспорта на международной арене. Так стала участвовать в коммерческой арене и несколько лет назад пришла работать в Ассоциацию. Начинала с SMM-позиции, а на данный момент занимаю должность заместителя исполнительного директора ассоциации киберспорта Узбекистана.

О развитии киберспорта

Бауыржан. В Казахстане активное движение началось немного раньше, чем у наших соседей. Но вижу, что темпы соседних стран сейчас быстрые и все хорошо развивается. В Казахстане во время пандемии был бурный рост всего, что связано с играми и киберспортом. Теперь темпы чуть поубавились, но, тем не менее, остаются высокими.

В прошлом году мы участвовали в процессе локализации серверов PUBG в Казахстане. В 2019 году я был в штаб-квартире PUBG Mobile, пытался эту тему с ними обсудить, но все оказалось не быстро и не просто. Благо, удалось найти общий язык с корпорацией Tencent. Благодаря этому мы стали одной из первых стран в нашем регионе, где появились официальные локальные сервера PUBG Mobile.

На сегодняшний день много мобильных активностей. Появились стабильные профессиональные команды, которые получают зарплаты и показывают хорошие результаты.

Раньше, мы приходили к потенциальным партнерам и долго объясняли, что такое игры и киберспорт. Теперь бренды сами к нам приходят и говорят: «Мы хотим работать с этой аудиторией. Давайте сотрудничать, делать проекты». Рынок проходит стадии взросления. Становится больше инфлюенсеров, которые делают контент, у них становится больше спонсоров.

Фишка киберспорта в том, что имея на руках только интернет и телефон, можно начинать свой профессиональный путь и зарабатывать первые деньги. Например, если ты в TikTok играешь в PUBG Mobile, там стримишь, то можешь уже начать зарабатывать.

Артур. Во всем мире стало больше мероприятий, турниров, спонсоров, а значит и больше рекламных интеграций, увлеченных людей и профессий в киберспорте. Индустрия однозначно омолодилась за последние несколько лет. На профессиональную сцену выходят подростки 15-16 лет. Организации смотрят на молодые таланты, стараются вырастить либо схантить молодых игроков и тренеров.

Появилось больше турниров для девушек, новые форматы, национальные турниры, также нашумевшие прошедшие фиджитал-игры в Казани. Сам формат фиджитал-игр, конечно, вызывает вопросы. Например, нужно играть в Mortal Kombat и уже после этого выступать по MMA профессионально или пинбол плюс Counter-Strike. Некоторая стагнация идет на Тир-1 мировых турнирах, как по призовым, так и по количеству зрителей.

Появился новый игрок в виде арабского региона. Они смогли выбить у турнирных операторов целый регион, теперь с него появляются свои команды. То есть, если у тебя в команде есть арабы, ты можешь участвовать через эти квалификации. Также арабы проводят национальные, клубные и региональные турниры на несколько миллионов долларов. Возможно, в скором времени Саудовская Аравия станет некой Силиконовой долиной для киберспорта.

Также стоит отметить регион Юго-Восточной Азии, который начал активно развиваться. Здесь обширная аудитория игроков, включая такие страны, как Индонезия, Таиланд и Малайзия. Думаю, что в ближайшее время и Индия станет активным участником. А если брать Кыргызстан, то за последние два-три года у нас открылось много компьютерных клубов и геймдев-компаний, которые базируются в Бишкеке. Можно отметить местную кыргызскую организацию HYDRA, у которой неплохие результаты.

Хилола. В мире увеличилось количество крупных турниров с большим призовым фондом. Это привлекло внимание широкой публики, а главное — спонсоров.

Один из таких примеров в Узбекистане — проведенный в январе этого года крупный турнир среди сети супермаркетов «Корзинка». Всем известно, что на данный момент по дисциплине Dota 2, не собираются большие просмотры и количество команд, но мы были удивлены, потому что именно на этом турнире зарегистрировалось наибольшее количество команд среди всей республики.

В 2022 году президент Узбекистана подписал постановление о широкой популяризации киберспорта, и это дало большой толчок в развитии. Многие начали понимать, что киберспорт не ограничивается времяпровождением за играми. На данный момент фиджитал-игры — это что-то новое для нас, но совместно с Министерством цифровых технологий Республики Узбекистан мы решили внедрить в данную отрасль наш республиканский турнир, который пройдет в апреле этого года.

Также с этого года, в Физкультурном институте будут объявлены условия для поступления на факультет киберспорта. Самая интересная новость, которая объединяет всех наших коллег — открытие Центральной Азиатской Федерации Киберспорта. Благодаря внедрению такой системы мы сможем получить определенные слоты уже не как для отдельных государств, а для единого региона.

Какие дисциплины популярнее всего в каждом из регионов и почему

Бауыржан. С недавних пор точные цифры по аудитории игр — предмет коммерческой тайны, поэтому сами разработчики неохотно делятся этой информацией. Приходится пользоваться косвенными системами аналитики, чтобы понять примерный объем аудитории. В Казахстане есть три платформы: компьютеры, мобильные устройства и консоли. Безусловно, лидерами являются мобильные платформы. У нас номер один игры — это PUBG Mobile, Free Fire, Mobile Legends: Bang Bang, Minecraft, Roblox. Что касается ПК классика №1 — это CS:GO, Dota 2. Ожидается ренессанс компьютерного PUBG, потому что спустя семь лет объявлен переход на новый движок. На консолях — футбол, далее идут UFC, Mortal Kombat.

Артур. Большую популярность набирают мобильные дисциплины, как PUBG Mobile, Mobile Legends и Standoff. Из ПК дисциплин я бы отметил Dota 2 и Counter-Strike 2. В Кыргызстане тоже играют в PUBG на компьютере. Из игр на Playstation: футбол, Fortnite и Valorant.

В 2023 году на чемпионате мира по версии ESF, среди национальных сборных, Кыргызстан занял первое место по PUBG Mobile, выиграв 40 000 долларов. По Dota 2 наши заняли третье место. Также в прошлом году прошли Азиатские игры, где киберспорт был выделен в качестве медальной дисциплины. В отличие от 2018 года призовых мест не заняли, но прошли также демонстрационные азиатские игры, где по робототехнике наша страна заняла первое место. На данный момент идет турнир по Dota 2 в Кыргызстане. Также проходят межвузовские турниры. На данный момент в стране есть три популярных стримерских платформ: Twitch, TikTok и YouTube.

Хилола. В новом обновлении игры PUBG Mobile внедрили узбекский язык — это показывает уровень данной игры и количество участников. В Узбекистане за сутки зарегистрировалось больше 900 000 игроков, которые играют в эту игру. Также, хотелось бы отметить новую дисциплину для стран СНГ — это Owner of King. Недавно мы проводили опрос среди студентов высших учреждений и заметили приятную новость, что многие стали ей интересоваться. На данный момент мы прорабатываем возможность проведения небольшого турнира для популяризации этой дисциплины, потому что получили хороший результат. Если говорить о компьютерных дисциплинах, то Dota 2 и Counter-Strike занимают самые высокие позиции, но также не отстают дисциплины Valorant, Fortnite и компьютерная версия PUBG Mobile.

На данный момент у нас стабильно проходит три государственных турнира, два международных турнира в частности национальная квалификация, и не меньше двух крупных мероприятий, которые организовываются частными лицами и фирмами. Большим примером служит серия турниров для студентов PUBG Mobile — это campus tournament, который мы, в том числе, ожидаем осенью этого года.

Про киберспорт изнутри. Какие специалисты требуются индустрии

Бауыржан. Мы, как флагман индустрии, столкнулись с кадровым вопросом, потому что киберспорт — специфичная ниша, и готовых специалистов нет. Обычно есть два пути. Первый — это брать киберспортсмена, который хорошо знает, что такое киберспорт, и пытаться развить его в другую, профессиональную часть.
Другой вариант — берем хорошего специалиста, и пытаемся объяснить, что такое киберспорт.
Практика показывает, что надежнее и логичнее брать хороших специалистов с рынка, а уже им объяснять, что такое киберспорт и как с ним работать. Понятно, что есть редкие случаи, когда качества сочетаются, но это встречается не так часто.

Для айтишников киберспорт — это чаще всего хобби. Но, наблюдая на длинной дистанции, понимаю, что увлечение киберспортом — это первый шаг в IT.

Если раньше мы играли в футбол во дворе, где и происходил наш обмен первым опытом социализации, то сейчас это строится вокруг игр. Они, в том числе, влияют на дальнейший выбор карьеры и так далее.

Здорово, что в вузах Узбекистана уже появились факультеты, связанные с киберспортом.

Артур. В киберспорте есть черный рынок вакансий. В Counter-Strike популярны читы. Существуют целые IT-компании, которые занимаются разработкой читов со штатом в 15-20 человек. Они постоянно подстраиваются под разработчиков, обходят эти античиты, обновляют программное обеспечение, баги. В Dota 2 тоже есть вспомогательные программы, как Cover+. Они собирают закрытую и открытую статистику по игрокам, и в начале игры быстро выдают ее. Следующая категория — это букмекерские конторы. Здесь есть целые киберспортивные отделы, где нужно следить за статистикой, за линией. Много таких вакансий, где нужно иметь знания в киберспорте и в IT.

Хилола. В Узбекистане структура геймдева получила большую огласку, потому что на данный момент появилось много различных разработчиков игр, которым требуются сотрудники на более 15 направлений. Востребованы специалисты, которые находятся за кулисами киберспорта: аналитики, тренера, маркетологи, менеджеры команд.

Работа в киберспорте для человека, который любит игры — мечта или нет

Бауыржан. Есть такая поговорка: «Хочешь возненавидеть свое хобби, сделай из этого работу». Например, я мало играю и еще меньше смотрю игрового контента. Значительно меньше, чем когда я занимался киберспортом профессионально.

Киберспорт хорош тем, что для достижения результатов нужна дисциплина, тренировки. Дайте ребенку поучаствовать в турнирах, пусть он на деле узнает, что такое турнир, настоящее соперничество и конкуренция.

Есть другой нюанс: часто у людей бывает предвзятое отношение и мысль, что мы в киберспортивном стартапе сидим в игры играем, и нет никакой работы. Но это не так.

Артур. Как и в любом другом деле, если твое хобби — это работа, то ты от этого получаешь неимоверное удовольствие. Многие, кого я встречал в киберспортивной сфере, любят играть, но делают это недостаточно хорошо. Поэтому они работают комментаторами или контент-мейкерами и кайфуют. Например, почему в Саудовской Аравии такой бум: арабский принц играет в Dota 2. Благодаря ему проходит много мероприятий с участием государства.

Хилола. Работа в киберспорте может быть мечтой, но при этом и серьезным испытанием. Это уникальная возможность превратить любимое увлечение в карьеру, погрузиться в мир, который вдохновляет, и при этом влиять на его развитие. Но одной страсти к играм недостаточно, потому что человеку требуется профессионализм, упорный труд, а также способность справляться с вызовами. Поэтому успех в этой сфере зависит от желания человека расти, умения адаптироваться к быстро меняющемуся миру киберспорта.

Планы на будущее

Бауыржан. Вся моя деятельность связана с платформой Pinger.Pro, где регулярно проходят мероприятия и турниры, в которых могут участвовать и граждане Узбекистана и Кыргызстана.

Артур. Я могу связать с нужными людьми, федерациями или кем угодно по киберспортивным мероприятиям в Кыргызстане.

Хилола. Хочу пригласить к участию во всех предстоящих соревнованиях, которые пройдут на территории Узбекистана, потому что их ожидается большое количество.

Если вы планируете войти в киберспорт и не знаете, с чего начать, то Ассоциация киберспорта Узбекистана поможет проложить ту самую тропинку к киберспортивным целям. Самое главное — не бросайте свое дело, любите, что вы делаете, и это обязательно принесет свои плоды.