Казахстанский стартап OneVision привлек инвестиции в размере $100 000 при оценке в $1 млн.

Инвестиции удалось привлечь в ходе программы акселерации Investment Readiness Accelerator при фонде MOST Ventures. The Tech взяло интервью у основателя стартапа OneVision Игоря Ема.

Расскажите о своем продукте, в чем его отличия от других, например того же Kaspi? 

  • Наше УТП заключается в балансе между лояльностью, ценой и качеством продукта. Благодаря архитектуре решения и сервисам мультиэквайринга, смарт-роутинга платежей и адаптивной антифрод-системы, мы делаем упор на безопасность и отказоустойчивость. OneVision предлагает множество услуг в области онлайн платежей: прием и выплаты на карты, QR оплата и токенезированные платежи. OneVision ведет работы над внедрением инновационных, сопутствующих услуг для своих клиентов.

Каков принцип работы вашего продукта?

  • Основной упор мы делаем на качество продукта и конверсии платежей. “Конверсия” — это соотношение успешных и ошибочных платежей. Чем выше конверсия по каждому нашему продукту, тем проще и быстрее физ.лица могут оплачивать товары или услуги у наших партнеров. 

Что подтолкнуло  вас на создание OneVision? Вы вдохновились зарубежными примерами или чем-то еще?

  • Мы всегда хотели создать что-то большее, чем могли бы, работая в других компаниях. Были моменты, когда я и мои коллеги создавали продукты, но нам говорили, что за ними нет будущего и прибыли; у нас было иное мнение. Теперь мы можем создать тот продукт, о котором всегда мечтали. Всегда были амбиции доказать, что я могу чего-то большего. Эти амбиции мне дает семья. Отец всегда верил в то, что я смогу достичь больших успехов в жизни, он конечно расстроился, что я не смог получить высшее образование, но это не мешает верить в меня дальше. К нему всегда присоединялся мой старший брат, который своеобразно, но давал мне поводы быть лучшей версией себя, как в работе, так и в спорте и учебе. А также жена, которая поддерживала меня всегда, что помогло мне начать мой профессиональный путь в финтехе.

Сколько человек задействовано в создании вашего продукта? Расскажите про вашу команду.

  • Я и мои партнеры работаем на рынке интернет-эквайринга уже достаточно длительное время. Каждый из нас профессионал в своей сфере. Штат наших сотрудников насчитывает уже более 15 человек. В их состав входят: квалифицированные разработчики, многопрофильный коммерческий блок, а также юристы с большим опытом работы в финансовой сфере и международном праве, аналитики и финансисты. Мы видим, что можем создать действительно хороший продукт — у нас достаточно опыта, экспертизы, и знаний. Редко бывает, когда у группы людей одно видение на создание хорошего продукта. Отсюда и название “OneVision”: One team — One vision. 

Что дало вам участие в акселеторе MOST?

  • Благодаря акселератору MOST, мы подняли профессиональную планку и получили экспертное мнение о том, как развиваться стартапу дальше и в каком направлении искать рост. Приведу простой пример: MOST порекомендовал нам смотреть в направлении работы с МФЦА, и здесь мы увидели большое количество проектов, в которых мы можем принять участие. В МФЦА нам всячески помогает VC Support, которые связали нас с другими подразделениями. Также в рамках акселератора я познакомился с большим количеством интересных проектов, которые потенциально могут стать нашими партнерами в развитии бизнеса. Наш трекер расширил наше видение на направления в развитии одного из продуктов, и подсказал как мы можем его масштабировать.

Какие у вас дальнейшие планы по развитию?

  • Мы усовершенствуем собственное решение. Также нам очень интересна разработка новых решений, таких как работа с криптовалютой и т.п.. Планируем расширить влияния на рынке Казахстана, и масштабироваться на рынки Узбекистана и Кыргызстана. Также мы нацелены на участие в проектах совместно с МФЦА.

Также мы задали несколько вопросов управляющему партнеру MOST Ventures Алиму Хамитову. 

Можно ли сказать, что поговорка «один в поле не воин» подходит стартап-проектам? То есть чтобы стать успешным, ему обязательно требуется поддержка извне: акселератор, ментор и т.д.? 

  • Это не является панацеей или обязательным требованием. Как показывает международная практика, особенно топовые акселераторы, такие как американские Y Combinator, 500 Startups, Techstars, или же в ЦА это MOST —  те стартапы, которые проходят акселератор, как минимум быстрее растут,  привлекают деньги и  меньше совершают ошибок. Акселератор происходит от слова accelerate — ускорять. А что нужно ускорять стартапу? Только рост. Акселератор как раз таки и дает рост, всю необходимую базовую поддержку в виде образования, закрывает некие образовательные пробелы фаундеров через менторство. Участие в акселераторе помогает встретить концентрацию менторов, экспертов, индустриальных специалистов в одном месте. Стартаперы не бегают и не тратят время на выстраивание этих связей на рынке, где их никто пока не знает, а получают все это внутри акселератора. Ну и третий компонент — это треккер, который из недели в неделю будет помогать стартапу расти по показателям. Это методология, которую тяжело найти на рынке, а стартап находит это внутри программы. Это все говорит о том, что прохождение акселератора очень желательно для стартапов, потому что помогает вырасти, и быстрее привлечь деньги, как это произошло со стартапом OneVision.

В ноябре в MOST Ventures стартует следующий поток Investment Readiness Accelerator. Какие решения окажутся в фокусе на этот раз? 

  • Как фонд, мы не привязываемся к определенной сфере. Исходя из нашего 10-летнего опыта, мы видим, что очень интересные, крутые, технологические проекты приходят из разных сфер, поэтому мы стараемся смотреть широко, чтобы не пропустить те проекты, которым нужна наша поддержка. Могу точно сказать, что нам будет интересно посмотреть на стартапы в сфере финтеха, HR tech, электронной коммерции, retail tech, но при этом мы готовы рассмотреть и другие сферы. В целом, мы открыты для всех, главное соответствовать базовым критериям, которые мы транслируем рынку. 

На какие критерии, помимо стадии развития, вы еще смотрите?

  • Мы смотрим на команду стартапа с точки зрения, обладает ли она соответствующими компетенциями, чтобы выполнить то, что декларирует. Если команда делает стартап в сфере искусственного интеллекта или machine learning, мы хотим убедиться, что ребята понимают и бизнесовую, и техническую часть. Второй критерий — мы смотрим на продукт с позиции выбранной проблемы и предлагаемого решения. Мы всегда стараемся разобраться, а есть ли проблема, не нафантазирована ли она фаундером, и смотрим достаточно скептично на  решение, которое он предлагает. Поэтому, с точки зрения продукта нам важно, чтобы и то, и это  действительно было в реальности. Третий критерий — в Investment Readiness Accelerator важно, чтобы в команде был трекшн, чтобы обязательно были цифры в виде выручки, количества действующих пользователей и заказов. Это доказательство того, что продукт востребован. В-четвертых, мы смотрим на емкость рынка, если рынок большой, значит есть, куда расти. С точки зрения развития, хочу отметить, что мы не работаем с проектами на стадии идеи, а работаем с уже растущими проектами, как минимум имеющими MVP и доказательствами, что на них есть спрос. 

Есть ли качества, которые вас будут особенно привлекать в стартапах? Если говорить про предыдущие отборы, что из перечисленного привлекало внимание в первую очередь?

  • Мы смотрим на команду и фаундера. В связи с тем, что мы — фонд поддержки инвестирования стартапов на ранних стадиях, многое зависит от команды. Фаундеры должны быть заряжены на результат и на игру в долгую. Смотрим на технологическую составляющую: важно, чтобы стартап делал что-то, что сложно воспроизвести. Мы понимаем, что сложно придумать что-то новое и гениальное, но нужно помнить, что в мире гонка идет не только за знания и технологии, но и за бизнес-модели. Команда должна знать уникальность стартапа и его конкурентоспособность на глобальном рынке.

Можете выделить главные ошибки участников по опыту предыдущих отборов?

  • Есть три базовые ошибки. Первая — это неумение упаковывать свой продукт. Нужно элементарно уметь доносить идею простым языком, чтобы показать инвестору или клиенту ценность продукта. Командам нужно уделять больше времени изучению продуктового подхода и упаковка продукта. 
  • Вторая — использование методологии customer development; это когда стартап умеет вовлекать рынок и клиентов уже на стадии, когда у него есть только mvp. Необходимо понимание, каким образом допускать меньше ошибок в будущем при помощи таких инструментов, как проблемные интервью, опросы и т.д.
  • Третья — это неумение стартапа двигаться очень быстро и оперативно проверять гипотезы, как минимум раз 5-10 в неделю, чтобы понять, что продукт нашел свой рынок. Я часто наблюдаю, что стартапы могут проверять не десять, а скажем две гипотезы в неделю. Это недопустимо, потому что команда строит стартап и венчурную историю, а венчурная история  — это именно кратный рост, которого невозможно добиться, если медленно двигаться и не проверять максимальное количество гипотез. 

Каким вы видите финальный результат программы?

  • Я вижу как минимум два показателя, первый — это значительный рост показателей основных метрик стартапов, участвующих в программе. И вторая метрика — максимальное количество участников получивших pre-seed инвестиции. Это может быть предложенный чек, как от самого фонда, как это произошло с некоторыми стартапами в первом потоке, так и предложение от других партнеров, ангелов, инвесторов. Это будет доказательством потенциала роста стартапа. 

Какую практическую пользу можно выделить для стартапов, которые дойдут до финальной стадии?

  • Стоит отметить, что у нас не классическая программа акселерации. Мы не даем базовые знания, мы точечно сфокусированы на двух целях. Первая — упаковывать стартапы и подводить к инвестициям, поэтому программа так и называется (Investment Readiness Accelerator). Мы даем только те темы, которые позволяют упаковать свой стартап: это стратегия поиска инвестиций, финансы, маркетинговые стратегии. Вторая — так называемый  growth hack. Это использование инструментов быстрого роста. Мы даем три блока в программе, которые помогают достичь этих двух целей — упаковки и роста. Первое — образовательная часть, которую дают профессионалы-практики, успешные предприниматели. Вторая часть —  менторство, где менторами выступают не только эксперты, предприниматели, но и действующие инвесторы. Это очень удобно, потому что стартапы получают обратную связь от действующих инвесторов, которые могут задавать некомфортные вопросы, и это помогает фаундерам отшлифовать бизнес и продукт. И третий элемент — нетворкинг — наша сеть участников, успешных выпускников, экспертов, предпринимателей, инвесторов, корпораций позволяет получать за короткие 2-3 месяца программы такой уровень связей, который стартапы выстраивали бы годами. 

Что меняется в мире стартапов на фоне пандемии и какие отрасли станут более востребованными на ваш взгляд?

  • Я однозначно выделю финтех. Все, что касается необанков, различного рода платежи, кошельки — все это сейчас  в тренде. После пандемии станет стандартом не ходить в физически действующие  банки, а пользоваться необанками и проводить те же операции онлайн. Вторая сфера — это health tech. Она имеет разные стадии развития от рынка к рынку, но все, что касается онлайн-здравоохранения приобретает большую актуальность.  Это решения, начиная от оцифровки клиник и телемедицины, заканчивая обычными консьюмерскими приложениями из серии напоминаний о приеме лекарств, онлайн-занятий йогой и т.д. Все, что выросло вокруг health и medtech — взорвало тренды. Третья — это edtech. Наблюдаю во многих сферах цифровые решения в образовании,  где и какие курсы найти, маркетплейсы, или как сдать тесты, но хотелось бы, чтобы кто-то предложил некое решение между, потому что конверсия от людей, которые начинают курсы и заканчивают, очень маленькая — максимум 5%. Уже появляются интересные решения, которые мотивируют людей проходить курсы до конца. В-четвертых, это e-commerce; все уходит в онлайн — покупки, доставки, платежи, агрегаторы и т.д. И как дополнение того, что сейчас наблюдаю, это HRtech — все, что касается найма людей, их удержания, различного рода геймификация сотрудников.