Основатель студии разработки игр из Кыргызстана о развитии игровой индустрии в Центральной Азии

Элдар Азаматов поделился своим опытом создания первой игры и рассказал о перспективах компаний из Центральной Азии в мире игр.

Элдар Азаматов, город — Бишкек, CEO Supernatural Gamedev, @hell_dar_

О себе

Я программист в компании Outtalent. Это американский стартап, который помогает получать работу в таких компаниях как Google и Amazon. Еще у меня есть студия разработки, где мы сделали около десятка игр на разных платформах, заработали много посещений и денег.

У меня только школьное образование, учился в Оше, школе Ага Хана. Четыре года назад, когда я приехал в Бишкек, то поступал в Кыргызско-Германский Институт Прикладной Информатики, отучился один семестр на факультете Software Engineering и ушел. На данный момент я нигде не учусь.

Как пришел в геймдев

Когда в 11 лет у меня появился компьютер, я делал много-чего: писал код, монтировал видео, ролики на YouTube, делал игры и приложения. Игры я выкладывал на Roblox, Steam и Play Market. В 17 лет одна из моих любимых игр начала стрелять, набирать много посещений. Называется она School Story и так начался мой путь.

О своей компании

Моя компания называется Supernatural и существует всего полгода. Изначально мы начали как акселератор, то есть инвестировали в команды, которые создают игры, брали определенную долю и помогали им заработать. Но эта модель не сработала, и мы решили работать по формату студии разработки. Тем более до этого у меня уже была студия разработки, которая называлась Noctum Games. Люди, которые на данный момент работают в Supernatural, это люди, с которыми я работал в Noctum Games. А также Тилек Мамутов, основатель Outtalent, помог мне открыть компанию Supernatural.

В основном мы делаем игры в жанре horror, страшилки. Сейчас потихоньку переходим в Web3, то есть делаем Telegram Application, WebView. А уже в начале апреля выйдет игра, которая полностью создана нашей командой Supernatural.

Что помогает развиваться

Создание horror-игр для меня — это не только творческий процесс, но и форма терапии. Это позволяет самовыразиться и преодолеть трудности, а также осуществить мечту о создании игр. Потому что игры всегда давали мне нереальный experience. Раньше в реальной жизни у меня было мало друзей и это были далеко не те люди, с которыми я хотел бы общаться. А когда я играл в игры, особенно с друзьями Minecraft и Roblox, я находил много классных друзей, с которыми я общаюсь до сих пор. Вдохновившись этим, я всегда хотел создать такой же мир, но уже лучше и свой.

Во-вторых, моя мотивация — воплощать свои идеи в играх. Это происходит из внутренних процессов моего мозга, и я стремлюсь развиваться в этой сфере, как финансово, так и профессионально. Моя конечная цель — создать популярную игру, подобную Death Stranding, которая останется в сердцах игроков.

Важно слушать источники вдохновения, будь то подкасты или книги, чтобы определить свои цели. Одна из главных ошибок — принимать советы от тех, кто ничего не достиг и не стремится к успеху. Я много работаю со стартапами и геймдевом. Многие сомневались в моих успехах, но я видел новый мир и развивался. Я извлекаю уроки из жизненного опыта успешных людей, которые достигли успеха. Например, Павел Жовнер, создатель Flipper Zero, вдохновил меня своим успехом и подходом к работе. Он собрал пять миллионов долларов на Kickstarter и успешно развивает свой продукт. Я прислушиваюсь к его советам и читаю его книги.

Еще один человек, который меня вдохновляет — Ричард Брэнсон. Я полностью принял его стиль ведения бизнеса, основанный на эмоциях, веселье и готовности к риску. Мой подход к бизнесу также заключается в том, чтобы не бояться идти против течения и делать нестандартные вещи. Кроме того, мой источник вдохновения — Тилек Мамутов, мой наставник. Для меня важно не только получать знания, но и действовать на их основе. Я верю, что ключевой момент в достижении успеха — активное действие, так как многие люди не преодолевают страх перед неизвестностью и попадают в ловушку прокрастинации. Поэтому я стараюсь сразу приступать к реализации идей и действовать постепенно, чтобы сохранить и увеличить свою энергию на будущее.

Я счастлив, занимаясь тем, что люблю. Для меня это и есть настоящее развитие. Важно, что есть и конкретные результаты. Личное развитие для меня — это жить, действовать и извлекать уроки из ошибок. Я совершаю много ошибок и имею много неудач, но стараюсь не уменьшать их количество, а стремлюсь к тому, чтобы добиться заметного прогресса и успеха.

Перспективы компании из Центральной Азии, которая создает игры

Для создателей игр из Центральной Азии открываются равные возможности. Такие платформы как Play Market, Steam и другие не дискриминируют по местоположению. Выпуск игры на Epic Games Store или любой другой площадке доступен каждому. Перспективы карьерного роста в геймдеве огромны. Создание игр становится все более доступным благодаря современным инструментам и образовательным ресурсам в интернете. Для выкладывания игры на различные платформы не требуется больших вложений — всего 25-100 долларов. Множество примеров успешных игр, созданных людьми без предварительного опыта в программировании, подтверждают это. К примеру, у создателей Omori и Undertale не было технической специальности, а также Андрей из Кыргызстана, известный как Amortiz, создает свою игру, не имея опыта в программировании. Перспективы зависят от креативности и идей. В интернете можно всему научиться.

Уровень развитие игровой индустрии в Центральной Азии

Геймдев в Центральной Азии находится на начальной стадии развития. Несмотря на отсутствие развитой индустрии, в последние годы наблюдается некоторый прогресс. Например, в Кыргызстане, в 2017 году появились три компании: Irokez, Mad Aliens и Grimwood, которые начали заниматься созданием игр и организацией мероприятий. Однако в последствии Irokez и Mad Aliens, по-видимому, прекратили свою деятельность, а Irokez превратилась в IT-аутсорсинговую компанию. Несмотря на это, некоторые ивенты, такие как Central Asia Game Show, продолжают проводиться. В 2022 году был организован GameCon, что свидетельствует о возрождении интереса к геймдеву в регионе. Так хотя индустрия геймдева в Центральной Азии находится на ранних стадиях развития, намечаются некоторые положительные тенденции и периодические ивенты, что свидетельствует о потенциале для дальнейшего роста.

3 лучших IT-компании из Центральной Азии, которые создают игры

Единственное, кого я знаю кроме нас — это IDOS Games. Нравится результаты Car Parking Online и AmayaSoft.

Какие специалисты востребованные в этой сфере и кого не хватает

В Центральной Азии с геймдевом сложно из-за недостатка специалистов. Большинство членов команды в проектах приходится обучать самостоятельно, так как доступ к квалифицированным кадрам ограничен. Недостаток образовательных ивентов, конференций и обсуждений, таких как GameCon Central Asia, приводит к отсутствию интереса молодежи к геймдеву. В то же время, в этой отрасли много возможностей для развития маркетологов, художников, программистов и других специалистов. Однако недостаток местных компаний и образования в этой области делает геймдев мало привлекательным для молодежи, которая не видит перспектив и не знает, с чего начать.

Рекомендации для тех, кто только начинает свой путь в IT

Важнейшее в IT — это владение английским языком и коммуникативные навыки. Языки программирования — это общение с компьютером, но для успеха и продвижения по карьерной лестнице необходимо уметь общаться с людьми. IT-работа обычно командная, и без навыков общения будет сложно достичь результата. Навыки общения включают в себя умение вести деловую переписку, взаимодействовать с командой и получать обратную связь. Знание английского языка также крайне важно, так как это основной язык общения в международном IT-сообществе и открывает доступ к огромному объему ресурсов и информации.

Второй совет — слишком сильно не фокусироваться на конкретном языке программирования или специализации в начале своего пути в IT. Вместо этого, сосредотачивайтесь на развитии технических навыков через практику и участие в проектах, хакатонах и других коллаборативных инициативах. Важно иметь базовые знания и навыки, но основное внимание следует уделить умению решать проблемы и приносить ценность проектам.

Учитесь быть эффективным в обучении новым технологиям и методам работы, а также находить креативные решения для возникающих задач. Эти навыки помогут успешно войти в индустрию и добиться успеха в ней.