Профессор Stanford University о секретах создания стартапов и инноваций через вопросы
Пол Ким, заместитель декана Stanford University, рассказал, как искусственный интеллект помогает создавать стартапы и почему все начинается с правильных вопросов.
Пол Ким, заместитель декана и технический директор Stanford Graduate School of Education
Эра ИИ и сила вопросов
Я вижу огромную энергию и энтузиазм вокруг ИИ — и это вдохновляет. Главная мысль, которую хочу донести: нужно учиться задавать хорошие вопросы. Это ключевой навык в эпоху ИИ.
Я советник компаний RoboMentors, RoboScapital и Uni — EdTech-стартапов. Ранее я основал несколько организаций, работал во Всемирном банке и уже 25 лет преподаю в Stanford University.
Когда вы видите фотографию, где я играю с маленькой робот-собакой, что приходит вам в голову? Какие вопросы возникают? Эта собака умная: с ней можно разговаривать, она может обучать детей английскому языку, быть охранником или эмоциональной поддержкой. Тогда возникает вопрос — хотим ли мы настоящую собаку или такую? Что будет, если такие собаки станут обычным явлением и будут постоянно рядом? Они слушают, запоминают, взаимодействуют. Представьте, как это изменит общество. Уверен, уже через год подобную собаку можно будет купить дешевле, чем телефон.
Это новое явление, и важно задавать к нему вопросы. Я много лет работаю в сфере образования, и рынок ИИ здесь растет невероятно быстро.
Вот пример: мальчик по имени Лео, ученик пятого класса, показывает мне на экране, как работает косинусное сходство. Он играет с искусственным интеллектом. Даже третьеклассники уже могут использовать ИИ. Лео задал вопрос: «Можно ли создать решение с помощью ИИ, которое поможет регионам Африки выбраться из бедности?» Необычный вопрос для ребенка, но ИИ помогает ему реализовать идею. Он использует инструмент Replicant, который превращает вопрос в код: генерирует интерфейс, проверяет работу программы, создает структуру. Все, что нужно от человека — придумать хороший вопрос.
В результате Лео разработал систему роевых дронов, которые исследуют землю, находят воду, полезные ископаемые и плодородные почвы. Они летают, возвращаются на подзарядку и продолжают работу. И все это сделал ученик пятого класса.
Если ребенок способен на такое, вы можете гораздо больше. Мы живем в невероятное время: воображение становится созданием. Если вы можете представить — вы можете создать. ИИ поможет воплотить идею, но творческое мышление остается топливом инноваций.
Обучение через вопросы
Компания Google однажды создала систему под названием Dory — в честь рыбки из мультфильма «В поисках Немо», которая все время все забывает. Суть была в том, чтобы поощрять сотрудников задавать вопросы. Эрик Шмидт, бывший генеральный директор Google, сказал: «Мы управляем компанией не на ответах, а на вопросах. Ответы всегда есть. Важно — задавать правильные вопросы».
Это же относится и к образованию. В эпоху ИИ важно уметь задавать фундаментальные вопросы — те, которые раньше никто не задавал. Именно такие вопросы двигают обучение и инновации вперед.
Я разработал проект SMILE — Stanford Mobile Inquiry-based Learning Environment. Его цель — помочь людям придумывать творческие вопросы. Возможно, в школе нас не учили креативно спрашивать, но система помогает улучшать вопросы шаг за шагом.
Я проводил исследования в разных странах. В Куала-Лумпуре, например, на большом экране в торговом центре проходили соревнования по созданию вопросов с помощью ИИ. Мне удалось собрать более 30 000 примеров, и результаты показали: ИИ действительно помогает людям становиться более креативными. Творческие вопросы — это топливо для инноваций.
На сайте smile.stanford.edu можно создавать группы, обсуждения и задания. ИИ оценивает вопросы, подсказывает, как их улучшить, делает формулировки глубже и изобретательнее. Если не хочется ничего настраивать — ИИ сделает это за вас: создаст группу, подберет тему вроде «быстрое прототипирование» или «оценка стартапов», и вы сможете вместе с другими обсуждать идеи. Все стало проще, чем десять лет назад, но гораздо умнее.
Возьмите телефон, зарегистрируйтесь — и начните с вопросов. Придумайте те, которые помогут вам понять, как можно развивать страну, бизнес или образование в эпоху искусственного интеллекта.
От идей к инновациям
Как создавать инновации? Все начинается с вопроса. Что приходит вам в голову, когда вы видите что-то новое? Например, ту самую робо-собаку. Как можно использовать ее потенциал? Как снизить неэффективность, уменьшить отходы, повысить точность? Или что можно объединить, чтобы получить инновацию? Например, медицинский дрон, доставляющий лекарства, или система, которая с помощью ИИ ищет новые лекарственные соединения.
Можно смотреть на вещи через «временную линзу». Через несколько лет робо-собаки станут обычным явлением. Появятся компании, продающие аксессуары, обучающие программы, сервисы для роботов. Если это произойдет через два-три года — какие продукты понадобятся тогда? Это вопросы, на которые стоит искать ответы уже сейчас.
Еще один подход — «линза заинтересованных сторон». Если роботы хорошо взаимодействуют с детьми, они могут помочь пожилым людям, учителям или медикам. Меняя угол зрения, можно находить новые направления развития.
Я знаю компании, которые уже используют ИИ для сельского хозяйства — анализируют состояние растений, прогнозируют урожай. Им стоит думать о будущем: спутниковом мониторинге, новых отраслях, предсказательных моделях. Или компания Smart Mining — они занимаются предиктивным обслуживанием оборудования. На сегодняшний день они небольшие, но через несколько лет смогут выйти на международные рынки и применять спутниковые данные.
Так нужно думать — на два-три года вперед. Проектируя решения под будущее, вы создаете настоящие инновации.
Главные выводы
ИИ — это не цель. Он — инструмент, который помогает вам достигать целей. Использовать ИИ ради самого ИИ — ошибка.
Нужно искать возможности в разных отраслях, прогнозировать будущее и готовиться заранее.