Секреты успешного питча: рекомендации от Айдара Баймахана и Ануара Лензата

Недавно в нашем Telegram-канале The Tech прошел онлайн-питч, где стартапы из Центральной Азии представили свои проекты. Инвесторы не только выслушали презентации, но и дали советы по улучшению проектов для привлечения инвестиций. Для тех, кто пропустил эфир, делимся советами в текстовом формате.

Айдар Баймахан, город — Алматы, инвестор, бизнес-ментор

Ануар Лензат, город — Алматы, Hokage RS Bootcamp venture studio, investor relations manager Activat VC

О себе

Айдар. Я инвестор, бизнес-ментор, коуч. На сегодняшний день делюсь своим опытом при масштабировании бизнеса с собственниками среднего традиционного бизнеса, а также я венчурный бизнес-ангел. В моем портфеле пять проектов, я инвестировал в такие компании, как Educate Online, Yaya, Courstore EasyTap и другие. В настоящий момент рассматриваю проекты, в основном в области education, HR tech и всего, что касается живого бизнеса. Ищу проекты, которые реально необходимы казахстанскому бизнесу, с фокусом на казахстанский рынок. Также я ментор программы Investment Readiness Acceleration в MOST Holding. Мои интересы сосредоточены на стратегии, команде, бизнес-моделях, финансах и инвестициях.

Ануар. Я основатель венчурной студии Hokage RS Bootcamp Venture Studio, менеджер по работе с инвесторами в Activat VC. В Activat VC мы рассматриваем и инвестируем в стартапы на ранней стадии. За последние три года мы проинвестировали более 25 стартапов, выделяя небольшие чеки от $50 000 до $100 000.

Советы от Айдара Баймахан

— изучите проблему клиента и рынка, чтобы точно понимать, какую задачу решает ваш продукт, и убедитесь, что есть достаточно большой сегмент заинтересованных клиентов

— детализируйте конкурентное преимущество: покажите, чем ваш продукт отличается от крупных игроков. Добавьте факты, цифры и примеры в вашу презентацию

— позиционирование для инвесторов. Представляйте свое предложение с учетом интересов инвесторов. Бизнес-ангелам важны не только идеи, но и понимание, как они принесут доход. Покажите, как ваши решения вписываются в рыночные тренды и какие перспективы роста имеет ваш проект

— прежде чем вкладываться в маркетинг или приложение, стоит проверить, есть ли рынок и спрос на продукт. Это можно сделать, например, через объявление или тестовые продажи. Если модель рабочая, тогда можно двигаться к следующему этапу — инвестированию в маркетинг и разработку приложения. Такой подход поможет избежать излишних затрат и рисков на ранних этапах

— надо иметь четкую финансовую модель. Важно заранее посчитать, сколько денег потребуется на каждом этапе и на что эти средства будут потрачены. Прозрачность финансового плана поможет инвесторам понять, как стартап планирует использовать привлеченные средства и что конкретно будет сделано для достижения роста.

Советы от Ануара Лензата

— анализируйте retention rate и поведение пользователей: отслеживайте возвраты, подписки и повторные покупки, чтобы понять лояльность клиентов и устойчивость продукта на рынке

— определение целевого сегмента. Продажа продукта «всем подряд» не считается эффективной стратегией

— понимание рынка и трендов: следите за глобальными изменениями, такими как популярность dark kitchen, и анализируйте их влияние на ваш рынок

— фокус на маркетинговые расходы и инвестиции. Если ваш стартап ориентирован на B2C рынок, учтите, что вам будет нужно большое количество средств на маркетинг, чтобы привлечь и удержать клиентов. Важно также иметь план снижения расходов на маркетинг в будущем, полагаясь на удержание клиентов и их рекомендации.

Общие рекомендации для молодых стартаперов

— участие в акселерационных программах. Это эффективный способ привлечь внимание инвесторов, продемонстрировав скорость, способности и готовность к развитию.

— подтверждение бизнес-модели. Убедитесь, что ваша модель проверена и готова к росту, прежде чем искать инвестиции. На стадии тестирования идеи лучше обратиться к бизнес-ангелам

— тестирование идеи самостоятельно. Прежде чем обращаться за внешними инвестициями, попробуйте протестировать свою идею на рынке. Это поможет вам лучше понять, насколько она востребована, и избежать недооценки вашей компании. Покажите инвесторам, что вы можете добиться успеха даже без внешнего финансирования. Когда рынок продемонстрирует подвижки в вашу сторону, будет легче убедить инвестора в потенциале вашего стартапа

— правильно показать потенциал бизнеса. В Казахстане много фондов и бизнес-ангелов, готовых инвестировать, и их количество растет. Однако конкуренция между стартапами не велика, потому что таких стартапов и фаундеров немного. Поэтому важно хорошо подготовиться и убедительно показать потенциал бизнеса.