Школьное обновление: как технологии меняли школьное образование столицы

Ситуация со школьным образованием сильно изменилась из-за неопределенности, обусловленной пандемией. Однако некоторые реформы помогли ее развитию. Подушевое финансирование опробовали на себе столичные школы еще в четыре года назад, а теперь его вводят городах по всей стране. Рассказываем, как был запущен технологический прогресс в школах.

Что было

Пять лет назад Управление образования тогда еще Астаны столкнулось с проблемой: школы не поспевали за быстрым ростом населения столицы.  Качество знаний оценивалось в 59,6% по результатам олимпиад, конкурсов и тестирований. Экс-руководитель Управления образования столицы Жангозин напрямую связывал рост числа школьников с низкими цифрами. По его оценкам, к 2023 году свободных мест должно быть 120 тысяч, что равно 50 новым школам. При этом бюджет Управления на 2016-2018 года составлял 34 млрд тенге. По словам Жангозина, этих средств не хватало на реализацию программ.

В июне 2016 года акимат объявил о рождении миллионного жителя. Это стало очередным аргументом, чтобы пересмотреть бюджет. Поэтому уже в следующем году на 2017-2019 гг его увеличили до 41 млрд тенге.

Источник: dossybayev.kz

Новое финансирование

В 2018 году Управление ввело подушевое финансирование, которое дало директорам право самим распоряжаться деньгами. Реформа сделала школы локальными стартапами. На каждого ребенка выделяют в среднем по 224 тыс. тенге. Для сравнения, при прошлом сметном финансировании на ученика выделялось в среднем 157 тыс. тенге. Независимость в распоряжении средствами привлекла инвесторов, благодаря чему в городе увеличилось число и частных школ. У этого есть и свои минусы: бюджет не предусматривает покупку новой мебели и оборудования. Поэтому школы могут приобрести их только на сэкономленные деньги, которых остается теперь не мало. Вторая проблема: внутренняя миграция. Многие граждане переезжают, но не регистрируются в новом месте. Если они отдадут ребенку в новую школу в течение учебного года, то перестроить бюджет уже будет непросто.

Обновления

Сметное финансирование четко разделяло средства на, например, канцелярию, косметический ремонт и зарплаты. Подушевое финансирование же позволяет перераспределять бюджет, если на одни нужды деньги закончились, а на от других наоборот — остались. Чтобы мониторить этот процесс, Управление создало единую облачную бухгалтерию, чтобы мониторить расходы средств. Оно сэкономило 200 млн тенге в первый год запуска.

Второе новшество: школьная транспортная карта “Астана LRT”. Она позволяет школьнику оплачивать проезд, питание в столовых и буфетах, проходить через турникет в школах. Безналичный расчет дает родителям возможность следить за питанием ребенка и передвижениями по городу. При этом это укрепило безопасность школ и решило общеказахстанскую проблему — школьные столовые и то, что они выбрасывают 80% блюд.

Источник: vechastana.kz

В итоге

Подушевое финансирование показало, как разный подход к государственным вливаниям может помочь интеграции новых технологий. Столичная система, введенная еще при Исекешеве и Жангозине, теперь вводится по всей стране. По прежнему остаются нерешенные вопросы: внутренняя миграция родителей и их детей; капитальные ремонты, в которых с каждым годом нуждаются все больше школ. Но преимущества подушевого финансирования и новых технологий в администрировании образования очевидны: осмысленные траты и единая бухгалтерская система.