Стартап: где искать деньги?
90% стартапов проваливаются. Банальная цифра, причины которой можно искать в слабых управленческих скиллах стартапера, непонимании рынка и т.д. Хуже, когда существенная часть этих “проектов будущего” начинает строительство империи с карманных денег, сэкономленных на обедах в колледже/университете.
Начнем с того, что любой проект можно разбить на стадии и источники финансирования выбираются исходя стадии развития проекта:
— Посев — разработка продукта
— Стартап — запуск продукта
— Ранний рост — проникновение на рынок
— Стадия расширения — развитие
— Зрелость
На первых двух стадиях проект как правило не приносит дохода, а значит найти финансирование очень сложно. Доход появляется к середине третьего этапа, но из-за трудностей посев- и стартап-стадий не все крутые проекты до него доходят. Поэтому сделаем акцент на поиск денег на начальных этапах.
Посев-этап: это именно тот этап когда продукт еще не запущен и идет разработка прототипа. Высокие риски + отсутствие продукта и точных показателей, приводят к тому, что финансировать деятельность приходится из собственного кармана. Инвесторов, конечно, можно найти, но скорее всего это будут люди, которых называют FFF. FFF (https://buduysvoe.com/ru/publications/gde-dengi-lebovski-istochnik-finansirovaniya-friends-family-fools-fff-3f) — Friends (друзья), Family (семья), Fools («дураки» — неопытные инвесторы, не понимающие риски, связанные с инвестициями). Как вариант можно рассмотреть гранты ВУЗов и посевные фонды. Спонсорство со стороны фондов потребует выполнение определенных условий: регистрация юридического лица; сформированная команда; наличие четкой концепции, плана развития и прототипа. Таким требованиям соответствуют лишь малая доля проектов стадии SEED.
Стартап-этап: продукт уже существует, определен рынок сбыта и концепция самого проекта. На этом этапе проект больше не является чем-то эфемерным и предпринимателю уже есть с чем идти к внешним инвесторам. Появляются различные варианты финансирования:
Экосистемы по развитию инноваций: бизнес-инкубаторы, акселераторы, технопарки. Это, пожалуй, самый идеальный вариант. Он позволяет получить как финансовую, так и экспертную помощь на всех последующих этапах. Конечно, Казахстан далеко не Кремниевая долина, но и у нас в последнее время стали появляться бизнес-инкубаторы: MOST, NURIS, Astana HUB, TechGarden и другие.
Конкурсы. Здесь много вариантов: локальные, региональные, международные и отраслевые. Следует внимательно мониторить информацию о запуске отборочных этапов. Новые конкурсы, как правило, возникают с непостоянной периодичностью. Вот несколько примеров регулярных конкурсов: BCG Idea Challenge (http://bcgideachallenge.com/), Национальный конкурс инноваций, AQMOLA POWER и другие. Обратите внимание, что отборы на большинство конкурсов стартуют в начале года.
Бизнес-ангелы — это частные инвесторы, которые вкладываются в инновационные проекты на ранних стадиях. Основная цель: продажа своей доли в компании через несколько лет, получив при этом доход в несколько раз, превышающий первоначальные вложения. В таком варианте финансирования есть свои нюансы: во-первых, сложно найти и убедить ангела; во-вторых, такие инвесторы, как правило, создали свое состояние в других сферах и плохо разбираются в инновационной деятельности.
Гранты. Такое финансирование во многом похоже на получение средств через конкурсы. Например, на сайте QazTech Ventures можно найти информацию по 3 грантам в разных направлениях. Значительную нишу занимают государственные гранты.
Существуют и другие источники финансирования (венчурные фонды, кредиты, фонды прямых инвестиций, стратегическое партнерство и фондовые рынки), но они оптимальны для последующих стадий развития проекта.