Tastamat — стартап, который помогает компаниям доставлять заказы до клиентов

Познакомились с основателем и CEO стартапа Tastamat — Алишером Когабаевым. Алишер рассказал об истории основания, уникальности и планах проекта на будущее.

Как мы начинали

Tastamat — это инфраструктурный проект, современные пункты выдачи заказов, спасательный круг для KazPost и других логистических компаний. Сегодня экосистема Tastamat состоит из 450 терминалов в 10 городах и мобильного приложения. Наши партнеры — логистические компании и интернет-магазины, находящиеся не только в Казахстане, но и зарубежные компании, как IHerb, BoxBerry и многие другие.

Компания основана 5 декабря 2017 года. Благодаря Tastamat людям получают свои заказы и посылки в удобное время и в удобном месте. Для этого больше не нужно договариваться с курьером о времени доставки, ездить на почту, ждать в пункте выдачи заказов и менять свои планы. Наши клиенты перестают быть заложниками логистической системы.

Само название Tastamat происходит из соединения двух слов: «постамат» и казахского слова «таста», которое переводится как «оставь, положи».

Отличительная особенность Tastamat — это то, что благодаря приложению логистические компании могут предложить более комфортные цены для пользователей.

Целевая аудитория

Целевая аудитория нашего проекта — это люди, которые покупают онлайн. То есть это и женщины, и мужчины, и подростки, и старшее поколение. 

Пул партнеров Tastamat велик: от китайского маркетплейса Aliexpress до ювелирных украшений Pandora, маркетплейс Satu и многие другие. Сейчас у нас больше 40 партнеров-магазинов и логистических компаний. 

За 5 лет работы мы выдали больше 400 000 посылок.

Tastamat — это решение проблемы «последняя миля». «Последняя миля» — это соприкосновение курьера и получателя для получения заказа. Это слабое звено логистики электронной коммерции. Клиентов просят побыть дома и подождать курьера. И из всей логистической цепочки именно это действие занимает 53% расходов по доставке. 

Идея создания продукта

В 2017 году я работал в АО KazPost и вместе с общими знакомыми-коллегами в Астане начал изучать локальный и зарубежный рынок и опыт тех, кто уже занимался постаматами или имеет опыт в этой сфере.

На тот момент в Казахстане была только одна компания, которая занималась подобными решениями. Это KazPost, которая и внедряла этот проект. На тот момент в стране было установлено 150 постаматов. Мы поняли, что будущее за электронной коммерцией, но инфраструктура тогда была развита слабо. А когда мы проанализировали стоимость постаматов, приобретенных KazPost, то выяснили, что каждый почтомат обошелся KazPost в 10 000$. Мы посчитали, что дорого и захотели сделать дешевле. 

Так первый терминал обошелся нам в 1000$, и это была первая большая победа — нам удалось снизить стоимость от 10 000$ до 1000$. Дальше мы продолжили модернизацию: убрали лишнее, заменили материалы. И сейчас наши терминалы стоят не дороже 600$ за штуку, учитывая доставку и таможенные отчисления.

О команде 

На старте нас было четыре-пять человек: кто-то был силен в продажах, кто-то в привлечении инвестиций, кому-то легко давались переговоры, другие разрабатывали цифровые продукты. Мы сами и кодировали, и собирали первый прототип. 

Средний возраст сотрудника в Tastamat — 25 лет. У нас работают молодые IT- и PR-специалисты, проектные менеджеры, маркетологи, финансисты, которые имеют профессиональный бэкграунд в своей специализации и работали в крупнейших национальных и международных компаниях. Также есть сотрудники, которые пришли к нам будучи студентами на позицию стажера. Все они уже защитили дипломные работы и работают с нами и дальше, принося пользу как компании, так и обществу.

О трудностях

Одной из трудностей была разработка программы. Наш приоритет — простота в использовании для конечных пользователей и потенциальных партнеров при интеграции наших систем.

Вторая сложность — привлечение инвестиций. Нужно было найти людей, которые поверят в этот проект и инвестируют средства в наш стартап.

Третья сложность — это подбор команды для качественной и эффективной реализации проекта, с чем, мы успешно справились.

Но самая большая сложность наступила в марте 2020 года, во время пандемии. В стартапах есть понятие «Долина смерти». Пандемия стала для нас точкой отрыва от «Долины смерти». Это был наш первый экзамен, который мы достойно сдали. Но мы до сих пор возвращаемся к показателям, которые были до пандемии. 

Достижения 

В 2018 году мы прошли программу акселерации в Astana Hub и уже на следующий год вошли в Топ-100 стартапов Азии. Также презентовали наш проект на технологической выставке Echelon Asia Summit 2019, которая проходила в Сингапуре.

Венчурный фонд BeInTech вложили в наш проект инвестиции в размере 1 500 000$.

Кроме этого, ездили на выставку почтовой индустрии, которая проходила в Гамбурге, и посмотрели на всех мировых игроков логистического рынка.

В 2021 году Tastamat получил звание «Лучшее предприятие Казахстана».

Мы увеличили количество партнеров в два раза. Ежемесячный прирост пользователей, согласно годового показателя, за период с 2021 до 2022 года составил около 40%.

В 2022 году мы сделали коллаборацию с официальным офисом TikTok и получили от них грант в размере 5000$ для продвижения в их социальной сети. Сейчас в TikTok Tastamat насчитывается боь16 000 подписчиков.

Также мы пошли в сторону масштабирования: до 2022 года у нас было 200 терминалов в Казахстане, а к первому кварталу 2023 года мы изготовили еще 250 терминалов и сейчас уже готовы к их установке.

Планы на 2023 год

Мы планируем масштабироваться до 1000 терминалов, установить и запустить их. Если говорить в цифрах, то мы хотим выдавать больше 800 000 посылок, то есть удвоить наш нынешний показатель в 2 раза.

Также в 2022 году у нас произошла первая экспансия — выход на рынок Кыргызстана, где мы установили два терминала: в Бишкеке и Оше и запустили их. В наших планах — развиваться дальше, выходить на рынки соседних стран, масштабироваться как на ближнее, так и дальнее зарубежье, развивать проект и создавать конкуренцию крупным игрокам, которые имеют похожий бизнес в других странах. А также стать единорогом.