Трекеры BeginIT о важности проекта и о том, как это помогает детям из сельских школ

Недавно завершился первый сезон BeginIT в Казахстане — образовательной программы международной компании inDrive для учеников сельских районов. BeginIT работает в Казахстане с 2022 года, и этот проект inDrive реализует в партнерстве с фондом IQanat и Управлением образования Карагандинской области. 

Одна из главных целей проекта — сформировать дружное сообщество выпускников и помочь им интегрироваться в IT-сферу как на локальном, так и на глобальном уровне: поступить в IT-университеты, найти стажировки в технологических компаниях и стартапах. Для этого с детьми занимаются трекеры программы — профессионалы в своем деле. Мы поговорили с Алиханом Талиповым, менеджером по DevRel, и Еламаном Кусайыновым, преподавателем дизайна, которые курировали детей в течение всего курса, чтобы побольше узнать об этой программе и ее результатах.


О важности проекта

Еламан Кусайынов, преподаватель дизайна

Я верю в важность образования для всех детей. Поэтому участвовать в проекте я согласился с радостью. Дети из сельских школ и детских домов зачастую лишены доступа к современным технологиям и могут упустить возможности, которые предоставляет современный мир. Участие в проекте BeginIT позволяет мне поделиться своими знаниями и опытом в IT-области и цифрового дизайна, помогая этим детям расширить свои горизонты и получить ценные навыки, которые могут стать основой для их будущей карьеры.

Алихан Талипов, менеджер по DevRel

Цель проекта — помочь детям из сельских школ. Мне довелось поработать с ними на протяжении нескольких месяцев: обучать их различным техническим навыкам, которые имеют огромное значение. Важно закладывать детям мышление, ориентированное на практические вещи, которые будут полезны не только в учебе, но и во всей их жизни. Такие навыки помогут им преодолеть экономические и социальные преграды, которые могут различаться от региона к региону.

BeginIT дает возможность сделать это всеобъемлюще, одновременно во всей стране, притом с прицелом на регионы и местности, отдаленные от крупных городов. Именно этот масштаб и заинтересовал меня. Учитывая, что некоторым ученикам порой приходилось преодолевать некоторые базовые неудобства, такие как периодическое отсутствие электроснабжения или наличие компьютера только в школьном кабинете информатики, мы сумели благополучно завершить курс и пройти весь путь программы, включая практическую часть в самом конце.

Участники проекта

Еламан Кусайынов, преподаватель дизайна

Участниками BeginIT были дети из различных школ по всему Казахстану. Уровень их знаний в IT и цифровом дизайне в начале программы мог варьироваться. Однако, благодаря нашей программе обучения и их собственному усердию, они продемонстрировали значительный прогресс. Некоторые из них проявили потрясающий талант и страсть к IT и digital дизайну, что произвело на меня и моих коллег сильное впечатление.

Алихан Талипов, менеджер по DevRel

В проекте принимали участие ученики школ в возрасте 13-15 лет. Несмотря на то, что уровень общеобразовательных знаний у детей разных возрастов может отличаться, в плане владения компьютером навыки детей были похожими — многие вещи для них становятся интуитивно понятными уже с самых ранних лет. В процессе работы я заметил, что каждый ребенок, независимо от того, где он или она выросли и что изучали, обладает уникальными способностями и талантами. Мне хотелось максимально оснастить их всеми инструментами, которые помогут раскрыть этот потенциал. И ученики были максимально в этом заинтересованы, что превзошло все мои ожидания.

Основные задачи

Еламан Кусайынов, преподаватель дизайна

Я отвечал за преподавание курса Digital design и развитие навыков в цифровом дизайне. Я учил детей основам и принципам дизайна, цветовой теории, композиции и типографике. Особое внимание уделялось работе с программой Figma, которая позволяет создавать макеты, иллюстрации и интерфейсы. Мы также обучали детей созданию пользовательских интерфейсов и прототипированию, чтобы они могли проверить и улучшить свои дизайн-идеи.

Алихан Талипов, менеджер по DevRel

В течение нескольких месяцев ребята проходили заранее записанный курс, посвященный No Code инструментам. No Code сервисы позволяют творить и создавать IT-продукты без необходимости писать код. Такой подход значительно ускоряет все процессы, делает разработку базовых вещей доступной для почти каждого человека. Сегодня создание сайта, мобильных приложений, автоматизация многократно-повторяющихся процессов и управление большими данными входят в так называемый «базовый арсенал» среднего работника IT-сферы, наряду с владением компьютером и офисными приложениями.

Сначала ребята прошли курс по No Code, который нам бесплатно предоставил Astana Hub. В процессе обучения большую часть занимала практика, так как после каждого занятия ученикам нужно было реализовать то, что было показано автором урока. В таком формате дети хорошо усваивали материал и многому научились. Но одно дело повторять за тем, что было на экране, а другое сделать что-то свое. По этой причине, мы поделили ребят на четыре команды и дали им возможность создать свои проекты с нуля и довести их до работающего прототипа, основываясь на навыках, которые они приобрели.

Результаты учеников

Еламан Кусайынов, преподаватель дизайна

Ребята смогли создать интересные продукты, проявив всю свою креативность. В ходе заданий они работали над различными проектами. Некоторые работы, выполненные ребятами, действительно впечатлили. Они продемонстрировали оригинальность и умение применять изученные концепции и принципы дизайна. Например, одна из учениц создала элегантный и интуитивно понятный пользовательский интерфейс для магазина брендовой одежды, а другой ученик — информативный и удобный интерфейс для облачного сервиса. Ребята проявили творческий потенциал и преуспели в создании уникальных продуктов.

Алихан Талипов, менеджер по DevRel

Практическая часть курса оказалась для ребят не менее интересной: четырем командам нужно было самостоятельно создать аналоги известных на рынке сервисов по продаже квартир, техники, различных видов объявлений, а также онлайн-курсов.

Это не только позволило закрепить полученные знания, но ребята также оказались в сеттинге настоящей production-команды, разделив между собой различные аспекта продукта. Кто-то отвечал за Backend, кто-то за Frontend, кто-то отвечал за базы данных и интеграции между сервисами, и даже был свой менеджер, который координировал слаженную работу внутри команды. Меня очень порадовало, что все продуктивно сработались. С каждой командой мы созванивались два раза в неделю, в отдельных случаях чаще.

По итогу командам предстояло выступить на Demo Day перед членами жюри, где они показывали итоги своего продукта. Все четыре команды сделали достойные решения и прошли весь путь от нуля к полноценно-функционирующим сервисам со своими сайтами, мобильными приложениями и телеграмм-ботами, причем все это было автоматизировано и интегрировано между собой.

Будущее учащихся

Еламан Кусайынов, преподаватель дизайна

Я вижу в них большой потенциал. У них есть не только навыки в области цифрового дизайна, но и способность решать проблемы и применять креативный подход к решению задач. Это открывает им двери к множеству возможностей, включая стажировки в IT-компаниях. Я уверен, что будущие успехи ребят будут впечатляющими и что они смогут реализовать свой потенциал в сфере цифрового дизайна и IT. А я рад помогать им на этом пути.

Алихан Талипов, менеджер по DevRel

Я заметил, что ребята сами не ожидали, что могут самостоятельно создавать подобные вещи. Для обывателя это кажется чем-то технически сложным, требующим много времени и знаний, а на самом деле такие задачи по зубам школьникам чуть ли не на интуитивном уровне.

Для учеников эта программа оказалась не только образовательной, но и практической: у ребят уже есть, что добавить в свое портфолио успешных проектов. Помимо того, что они усвоили способы решения сложных задач, они также продвинули свои софт-скиллы, взаимодействуя с сокомандниками, выстраивая коммуникацию, демонстрируя прогресс по задачам изо дня в день.

Уже с малых лет можно замечать работоспособность и профессиональную пригодность к их будущему карьерному пути. У большинства детей после курса уже «зачесались ручки» выйти на рынок фриланса и поработать над настоящими заказами или выйти на стажировки. Члены жюри, которые смотрели итоговые работы во время Demo Day, тоже оказались в приятном шоке.

Опыт получился невероятным! Крайне важно продолжать «подсвечивать» детям подобные карьерные возможности, и можно не сомневаться, что ученики проявят максимальную отдачу.