Как прошел Yandex Neuro Scale Kazakhstan

5 ноября в Алматы прошла флагманская конференция Yandex Cloud — Yandex Neuro Scale Kazakhstan. В этом году компания сосредоточила внимание на нейросетевых технологиях и их интеграции в бизнес-процессы. Эксперты поделились реальными кейсами внедрения ИИ и представили обновления ключевых сервисов Yandex Cloud.

Конференцию открыли руководитель Yandex Qazaqstan Тимур Шалекенов, генеральный директор Yandex Cloud в Казахстане и Центральной Азии Арыстанбек Джолдасбеков и операционный директор Yandex Cloud Александр Черников. В своих выступлениях они отметили, что ИИ становится не просто частью продуктовой стратегии компании, а ключевым элементом всех облачных сервисов.

Арыстанбек Джолдасбеков, директор публичной облачной платформы Yandex Cloud
Мы прошли путь от инфраструктуры к экосистеме. Сегодня наша миссия — помочь бизнесу создавать «цифровых сотрудников» и внедрять ИИ в ключевые процессы безопасно, быстро и эффективно.

С момента запуска локальной зоны доступности, ЦОД в Караганде — потребление сервисов Yandex Cloud в Казахстане увеличилось в 15 раз, а с начала 2025 года почти в четыре раза. Сейчас локализовано около 40 сервисов.

Технологические доклады конференции были разделены на три трека: Infra & DevTools, Data и ML & AI. В треке Infra & DevTools анонсировали новые возможности Yandex Object Storage и роутинга в Kubernetes®. В треке Data рассказали о стратегии развития платформы данных, event-driven-архитектуре, обновлениях PostgreSQL и BI-инструмента Yandex DataLens.

В треке ML & AI, который поддерживает главную тему конференции, Neuro, было представлено сразу несколько обновлений ключевых ИИ-сервисов компании.

В числе анонсов — новые возможности Yandex AI Studio, платформы для разработки AI-приложений. Она содержит генеративные нейросети для текстовых и визуальных генераций, технологии синтеза и распознавания речи, среду для обучения и другие ML-инструменты. К ним добавилась технология Realtime API, которая позволяет создавать голосовых агентов, отвечающих практически без задержки.

Развитие агентских решений — часть стратегии Yandex Cloud. В своем выступлении Елена Белоброва, руководитель направления по развитию ML‑сервисов, рассказала, как запустить ИИ-агента в несколько шагов, в чем его отличие от ассистента и как превратить поисковую строку сайта в полноценного ИИ-помощника с помощью Yandex Search API.

Также Елена Белоброва анонсировала масштабные обновления сервисов, связанных с синтезом и распознаванием речи. В рамках Yandex SpeechKit компания создала единый API, который позволяет одновременно с распознаванием преобразовывать результат в нужный формат. Пользователю достаточно указать, что необходимо сделать с текстом: сократить, проверить на ошибки, привести к определенной структуре и т. п. Система работает как с казахским, так и русским языком, может перевести материал с языка оригинала на нужный или оставить в тексте два языка.

Еще одна новинка в рамках SpeechKit — технология создания голосов в синтезе речи: записывается несколько часов речи спикера на русском языке и из этого создается синтез голоса на казахском. То есть спикер может не уметь говорить по-казахски, но получить синтез на этом языке с хорошим произношением.

В обновленной версии сервиса аналитики коммуникаций Yandex SpeechSense появился ассистент, который позволяет делать выводы из русскоязычных диалогов на казахском и наоборот, прикладывать свою базу знаний или скрипт, чтобы анализировать соответствие диалогов менеджера скрипту и получать рекомендации по улучшению, а также задавать абсолютно любой промт и получать результат немедленно, без создания отчетов и долгих настроек.

Елена Белоброва, руководитель направления по развитию ML‑сервисов
Мы делаем акцент на потребностях казахстанского бизнеса, обеспечивая поддержку казахского языка и бесшовный переход между казахским и русским. 

Конференция собрала более 400 гостей офлайн, и почти 1000 участников присоединились к онлайн-трансляции. Запись доступна на сайте: kz.scale.yandex.cloud.