«Важно не воспринимать отказ на личный счет, а продолжать дальше искать «ту самую» компанию», — Роман Лаврентьев о начале карьеры в IT
В рамках венчурного форума CEVF 2024 операционный директор экосистемы Uzum рассказал о своем пути начала карьеры в IT и дал ценные советы, которые помогут найти работу в этой области.
Роман Лаврентьев, город — Ташкент, CCO Uzum, Linkedin
О себе
Я выпускник московской школы управления «Сколково», бизнес-школы ИМИСП и Stanford Graduate School.
В 26 лет мне стало скучно заниматься «классическим» бизнесом и, продав компанию, я перешел в IT. С нуля создавал и развивал FinTech-продукты по всему миру. В 2019 прошел акселератор Founder Institute в Сан-Франциско. На сегодняшний день я COO цифровой экосистемы Uzum, первого IT-единорога Узбекистана, и один из первых сотрудников компании.
О первой работе в IT
Первым своим работодателем был я сам — на втором курсе университета занялся бизнесом и открыл логистическую компанию ARS-Shipping. В 22 года я был и сооснователем и генеральным директором.
Тогда я учился в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете на факультете «Автомобильно-дорожных перевозок». Решил запустить бизнес в этой же сфере — мне нравилась логистика, я вдохновлялся идеей создания новой современной компании на международном рынке.
Соответственно, никакого собеседования я не проходил, и первую трудовую книжку заполнял себе самостоятельно. Все это дало мне потрясающий опыт. Старт карьеры с собственного бизнеса сильно меняет mindset, и позволяет по-другому смотреть на процессы создания компании, даже при переходе в найм. Если у тебя есть опыт предпринимательства и создания собственной компании, неважно — успешный или нет, это формирует определенный образ мышления.
Образование, безусловно, сыграло важную роль. Однако, в основном, я обучался уже во время работы, применяя полученные знания сразу в деле. С поиском работы в IT у меня проблем не возникло. Потому что были классные мета-навыки, которые можно переносить из любой среды: предпринимательское мышление, умение организовывать людей и управлять командами. Это то, что помогло мне плавно перейти в другую сферу.
О трудностях
В моей карьере все было по-другому — скорее я переходил по рекомендации из каких-то проектов, взаимодействуя напрямую с фаундерами компании. По поводу отказов могу сказать на примере своей деятельности: когда мне приходится отказывать кандидатам на собеседованиях, это чаще всего не личное решение. Это связано с тем, что я осознаю несоответствие навыков кандидата требованиям конкретной позиции или возможные расхождения с корпоративной культурой. Поэтому важно не воспринимать отказ на личный счет, а просто продолжать дальше искать «ту самую» компанию, с которой будет идеальное совпадение по навыкам, потребностям компании, и внутренней корпоративной культуре.
Самая большая сложность для новичков — большое разнообразие языков программирования и позиций. Более того, не до конца понятно, что же именно входит в обязанности на определенной позиции, так как не всегда в разных компаниях одна и та же роль подразумевает одинаковые обязанности. Например, в одной компании Product Manager отвечает за то, как декомпозировать задачу для разработки, а в другой компании — полностью за выручку и PNL продукта.
Поэтому важно на самом старте четко и конкретно проговорить с работодателем, что именно он ждет от вас, чтобы ваши навыки совпадали с потребностями команды. Если для штатной ставки квалификации пока не хватает, это не значит, что в компанию невозможно попасть. Часто в крупных организациях запускаются программы стажировок, предоставляются возможности для прохождения производственной практики от вузов. Это может быть точкой входа и возможностью вырасти уже в команде мечты.
3 совета, которые помогут найти работу в IT
1. Важно развивать и демонстрировать свои навыки. Создайте портфолио, в котором будут примеры ваших проектов или работ. Важно помнить, что в IT-компаниях есть не только отдел разработки, но и маркетинг, customer support, управление проектами. Для разработчиков в портфолио это могут быть проекты на GitHub, для маркетологов — успешные рекламные кампании или кейсы с конкретными результатами, для аналитиков — отчеты и визуализации данных.
2. Уделите внимание нетворкингу. Посещайте профессиональные мероприятия и конференции, чтобы познакомиться с людьми из сферы и быть в курсе актуальных трендов в интересующей области. Там вы можете рассказать о себе, а новые знакомства могут привести к рекомендациям и, возможно, приглашениям на работу. Используйте LinkedIn и другие профессиональные сети.
3. Ищите стажировки и волонтерские возможности. Даже если стажировка не оплачивается или оплачивается скромно, это отличный способ получить реальный опыт работы, понять внутреннюю кухню крупных компаний и наработать профессиональные связи.