Все о специальности Product Manager: для чего они нужны компаниям и как помогают в развитии IT-технологий

Недавно мы провели прямой эфир с Бахытжаном Жакажановым, CEO и основателем ProductBee, Senior Product Manager MyCar. Он рассказал нам о своем опыте в этой специальности и основных задачах менеджеров по продукту. Делимся с вами основными моментами в текстовом формате.

Бахытжан Жакажанов, CEO и основатель ProductBee, Senior Product Manager MyCar

О себе
В 2017 году я окончил Назарбаев Университет по специальности «Экономика». Также учился на исследователя данных в Калифорнийском университете в Сан-Диего по программе «Болашак».
Я Product Manager в Mycar. Отвечаю за приложение компании. Также руковожу проектом Product Bee — мы обучаем менеджеров по продукту и других IT-специалистов.

Об обязанностях
Обязанности зависят от компании, в которой вы работаете. Есть большие корпорации, где все процессы уже выстроены, например Beeline или Kaspi. В них хороший segregation of roles — четкое разделение ролей. За каждую деталь ответственность несет определенный сотрудник
В организациях поменьше работа не так налажена: нет разделений и чаптеров, поэтому менеджеры по продукту занимаются разными задачами: UX research, проведение опросов и так далее, вплоть до ведения аналитики.

Менеджеров по продукту можно разделить на «портреты»:
— маркетолог: знает, как приводить пользователей в приложение
— технический PM: хорошо объясняет задачи разработчикам, пишет ТЗ
— UX-исследователь: узнает пользователей
— people manager: помощь с HR, управление коллективом.

Также роль менеджера зависит от этапа развития компании. Американские ученые выделяют четыре вида:
— 0 to 1: построение MVP
— scale: внедрение аналитики, performance marketing
— mature: поддержка MRR
— увядающие компании: кризис-менеджмент.

Востребованность
За рубежом необходим навык работы с данными: знание статистики, SQL, умение логически объяснять действия. В Казахстане такого запроса еще нет. Здесь менеджер по продукту должен быть адекватным и уметь решать проблемы.

Другое отличие зарубежных компаний — они не нанимают «продактов» отдельно. Сотрудники сами становятся ими, потому что они лучше всего знают продукт изнутри.

Специальность Product Manager будет востребована в будущем. Многие компании не знают о ней, но нанимают сотрудников с похожими обязанностями, просто под другим названием: проектные менеджеры, ассистенты и так далее.
При этом продуктовые менеджеры менее востребованы, чем разработчики. В команде обычно один специалист моей профессии к десяти программистам.

Отличие Product- от Project- менеджера

В создании продукта есть два основных этапа:

  1. Discovery — исследование рынка и клиентов перед созданием
  2. Delivery — процесс после определения гипотезы и разработка.

Project Manager отвечает только за delivery, то есть он не вовлекается в процесс анализа. Он получает задачу создания проекта. Его цель — завершить работу в рамках дедлайна и бюджета.
Product Manager отвечает за обе части. Он генерирует гипотезы, проверяет их и следит за жизнью продукта.

Как стать менеджером по продукту
Product Manager — зрелая позиция, на которой тяжело работать без бэкграунда в IT. Специалист должен давать задачи опытным разработчикам, вести переговоры с акционерами. Студенту или начинающему легко растеряться. Профессия подходит тем, у кого есть опыт и навыки в смежных областях. Также специалисту необходимы soft skills, в частности, умение продавать продукт акционерам, клиентам.

У менеджера по продукту должны быть два вида знаний:
— технические
— доменные: в финансах, медицине, образовании и других сферах. Они ценятся за рубежом — иностранным компаниям важно знать, что вы уже являетесь профессионалом в определенной области и сможете помочь по этой части.

Чтобы стать менеджером по продукту нужно попасть на стажировку в IT-компанию, желательно на позицию системного аналитика и дальше расти в этом направлении.

Рекомендую курсы ProductDo — здесь вам объяснят сложные технические вещи, которые пригодятся в работе.
Google Practice хорошо прокачивает аналитику и даст вам кредит доверия при прохождении собеседования.
На YouTube есть хорошие бесплатные ресурсы от karpov.courses, VK Team.

Для трудоустройства необходимо создать качественный профессиональный нетворкинг. Около 80-90% хороших позиций занимаются через знакомства. Открытые вакансии в LinkedIn или HeadHunter публикуются после того, как компании внутри не смогли найти сотрудника. Здесь откликаются много людей с хорошим резюме, конкуренция выше. Поэтому нужно посещать мероприятия, заводить полезные знакомства и быть активным.