YAYA PASS — стартап, который строит технологическую экосистему для родителей
Лаура Ералиева, 28 лет, город — Алматы, основатель и CEO @yaya_pass
Мы познакомились с Лаурой Ералиевой, основателем и CEO стартапа YAYA PASS. Она рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются современные родители, и о том, как проект помогает их решить.
О себе
Я родом из Жезказгана. После школы училась в Shanghai Maritime University на гранте. В это время работала в Farfetch, где вдохновилась стартап-жизнью. Вернулась в Алматы с большими амбициями и верой в себя. Устроилась на работу в Chocofamily. Выросла из менеджера по работе с партнерами в руководителя отдела в проекте «Рахмет». Получила практический опыт и актуальные знания.
Во время работы бывшая коллега из Chocofamily пригласила меня стать сооснователем проекта Wonder Woman — коммьюнити для женщин.
В это время я вышла замуж, родила дочь, ушла в декретный отпуск. Столкнулась с вопросом поиска няни. Это оказалось тяжелым процессом. Я поняла, что многие сталкиваются с такой проблемой. Так пришла идея основать стартап YAYA — сервис по поиску няни.
О запуске стартапа
Я исследовала «нишу родителей». Провела customer development и выявила, что няням нужны обучение и скоринг. Поэтому нашла специалистов, договорилась записать их на видео и выложить на платформу. Так мы обучили больше 200 нянь, проводили с ними оценочное интервью.
Через несколько месяцев мы дошли до Product-Market Fit. Клиенты шли по сарафанному радио, среди них были блогеры, известные личности. Проект стал окупаем. Пришло время масштабирования и привлечения инвестиций.
Тогда я поняла, что «верификация и обучение нянь» — cash flow бизнес, а не венчурная история. Еще поняла, что этот продукт можно сделать лишь одной из услуг, которую предоставляет наш стартап. Основная цель — создать экосистему для родителей.
Дальше мы исследовали B2B-рынок. Партнеры понимали, чем мы можем им помочь. Поэтому были рады работать с нами. Так появилась идея YAYA PASS — единого абонемента в детские центры, над которой мы активно работаем.
О команде
Команда собиралась органически. CTO — мой co-founder, Жансая. Она вышла на меня самостоятельно. У нее была похожая идея, и мы объединились.
CMO — Енлик, она пользовалась нашими услугами как клиент, и я предложила ей развивать у нас маркетинг и продажи — области, в которых она сильна.
COO — моя знакомая, которая хорошо знает B2B-сектор.
С product-менеджером я познакомилась на курсе, а в отделе продаж работают бывшие коллеги или знакомые.
Целевая аудитория
Продукт рассчитан на родителей. Мы снимаем с них головную боль по поиску. выбору и бронированию обучающих центров для детей. Сайт предоставляет готовые подборки кружков по возрасту детей и геолокации.
Еще мы позволяем экономить семейный бюджет. В среднем родители тратят 100 000-200 000 тенге в месяц на кружки и досуг детей. А мы предлагаем 49 000 тенге за месячный абонемент.
Также мы даем доступ к спортивным, развивающим и развлекательным центрам. К примеру, сотрудничаем с творческим центром Grow, футбольным центром Footbik, теннисным центром Jan dosym, развивающим центром Baby club и другими секциями.
Для партнеров мы оцифровываем аудиторию. Привлекаем новых пользователей, работаем над сохранением клиентов, развиваем их бренды благодаря маркетинговой поддержке.
Инкубации, акселерации
Я прошла три программы:
- Startup Bootcamp 4traction
- Инкубационную программу PowerUP
- Пре-акселерационная программу Hero Training от Draper University.
Теперь мы проходим акселерационную программу IRA от MOST Hub.
Трудности
Трудностей в построении стартапа много. Если вы ищете легкий путь в развитии бизнеса, не готовы постоянно меняться и улучшаться — вам не стоит идти в венчурный рынок.
Здесь свои правила игры, безумные скорости, большие риски и крутые повороты. Нет времени отдыхать и прохлаждаться. Нужно постоянно быть в ресурсе и на драйве. Вы должны развиваться, много учиться, быть на волне и держать ухо востро.
Я выгорела, когда мы работали только с нянями. Было много работы, не оставалось времени на отдых. Через полгода я не могла даже разговаривать. Переживания и ответственность вызвали стресс.
Клиенты могли легко обесценить всю нашу работу, к примеру, из-за того, что няня опоздала. Поэтому мы поняли, что это направление не создано для масштабирования. Теперь я вижу, что люди довольны нашим продуктом и понимаю, что мы на правильном пути.
Сотрудники команды тоже важны. Некоторые из них не готовы к изменениям, у них нет «стартаперского мышления». Но я нормально отношусь к увольнению и найму. Сильные всегда останутся, а другие сами выпадут «из системы».
Достижения
Наши достижения:
— собрали команду из 10 человек без инвестиций
— при минимальном маркетинговом бюджете сделали YAYA — top of mind в Алматы в сфере поиска нянь
— вышли на положительную выручку
— быстро нашли новую точку для роста.
Планы
До конца года планируем привлечь инвестиции и разработать мобильное приложение.
Дальше — выходить на новые рынки с экосистемой для родителей.