Эффективность, KPI и перепись населения — еще пару слов о нацпроектах

Эффективность, KPI и перепись населения — еще пару слов о нацпроектах

13 октября Президент утвердил 10 национальных проектов по развитию Казахстана. Нацпроекты направлены на выполнение Общенациональных приоритетов и Национального плана развития до 2025 года. 

Однако, вопросы, которые касаются реализации нацпроектов, растут ежедневно, поэтому мы решили разобраться и понять, что же стоит за ними. Собрали для вас самые основные моменты из интервью Нурсултана Серикбая, директора Департамента стратегического планирования Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПИР). Очень советуем посмотреть интервью полностью.

Итак, начнем:

Кто вообще отвечает за Национальные Проекты?

Нацпроекты нашли свое место в Национальном Плане Развития. Поэтому отвечают за него сразу несколько инстанций: Высший Совет по Реформам (возглавляет президент, входит премьер-министр), различные отраслевые министерства, АСПИР и администрация президента. 

Так, за нацпроект «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций», о котором мы писали ранее, отвечает МЦРИАП. АСПИР же отвечало конкретно за методику разработки национальных проектов. В частности, Агентство следило за тем, что национальные проекты должны соответствовать стратегическим документам. 

Изначально нацпроектов было больше, конкретно 25, но для того, чтобы лучше контролировать каждый, их количество уменьшалось. Сначала до 17, потом 10. Важно понимать, что нацпроекты — это не отраслевая, а общенациональная инициатива. Разные отрасли интегрировались в одни общие, важные для общества сферы. Именно поэтому одним проектом может заниматься несколько министерств. Например, Здоровая нация — это не только про здоровье, но и про образование, и технологическое развитие тоже. 

Каким образом проходил анализ и определение KPI? Исходя из чего устанавливались цели проекта?

В разработке ключевых показателей эффективности важно было не поставить текущие функции министерств и госорганов. Их задачи отдельно указаны в документах третьего уровня, например, в «Плане развития центральных госорганов»‎. 

Для нацпроектов важно обеспечить включение именно тех индикаторов, которые  положительно влияют на жизнь граждан и будут понятны и заметны для них, а не для органов власти. Для этого организовывались встречи с экспертными кругами.  Существует 6 консультативных комитетов, которые также занимались установкой ключевых показателей эффективности для проектов. Они состояли из членов национального совета общественного доверия и международных экспертов. Можно сказать, что было реализовано «холистик»‎ рассмотрение национальных проектов в вопросах постановки целей и определения КПИ.

Почему нацпроекты Казахстана похожи на национальные программы России?

Все нацпроекты похожи друг на друга. В частности, нацпроекты Казахстана похожи не только на российские национальные программы. Правительство любой страны заинтересовано в развитии таких сфер, как безопасность, здравоохранение, образование, культурное развитие и т.д. Это обязательство руководства страны перед своим электоратом, поэтому именно на них и будет делаться упор в любой инициативе. В каждой стране, впрочем, есть своя специфика. В нашем случае это включение секторов, в которых Казахстан силен, или адаптация под глобальную повестку — например, проект «Жасыл Казахстан»‎, технологическое развитие и выход на углеродную нейтральность.

Откуда берутся деньги на нацпроекты? Насколько обоснованы именно такие цифры в бюджетах?

Основные средства выделены в рамках республиканского бюджета как часть социального контракта между государством и обществом. Социальные обязательства будут всегда выполняться в первую очередь. В то же время, огромную роль играют внебюджетные средства, привлечение инвестиций. В частности, стоит задача довести приток иностранных инвестиций до 30 млрд долларов до 2025 года. Все средства просчитаны самими министерствами и инвестиционно-координационным советом.

Был ли проведен анализ эффективности госпрограмм и как результаты анализа госпрограмм повлияют на нацпроекты?

В начал 2021 были проведены анализ и мониторинг госпрограмм, выявлены положительные моменты и недостатки. В частности, были выделены несколько основных проблем, которые и проработали при создании нацпроектов. Во-первых, госпрограммы были отраслевыми. Во-вторых, было создано очень много индикаторов. Как говорилось выше, из-за этого получилось, что документ как бы создавался для министерств, для координации их работ, а не для государства и общества в целом. Из-за установления большого количества индикаторов не хватало сил на реализацию каждого из них. Наконец, присутствовало неполное финансовое обеспечение. 

При разработке архитектуры и методологии нацпроектов все эти ошибки были учтены.. К примеру, из 239 показателей эффективности вывели только 9 мегаиндикаторов, за реализацией которых следить будет значительно проще. Кроме того, нацпроекты больше не создавались как «‎отраслевые»‎ программы, а были направлены конкретно на улучшение жизни граждан и экономического состояния страны.

Когда непосредственно стартуют национальные проекты? 

Дата старта реализации национальных проектов — 1 января 2022 года. Огромное значение придается обратной связи от общественности. В планах было создание постоянного доступа населения к реализации нацпроектов. Создание чек-поинтов, построение слышащего государства, обзор национального проекта глазами граждан и т.д. Важно обеспечить каждого человека возможностью дать оценку реализуемому проекту.

Ежемесячно результаты будут рассматриваться на уровне премьер-министра. Каждые две недели на уровне кураторов. Методологически важно обеспечить рассмотрение KPI на всех уровнях государственных органов: Министерства национальной экономики — канцелярии Премьер-министра — через президентскую канцелярию главной страны.

В канцелярии премьер-министра агентство по стратегическому планированию готовит независимый отчет по ходу реализации нацпроекта. 

Зачем была проведена перепись населения? Будет ли она влиять на реализацию нацпроектов?

Перепись необходима, так как она помогает понять, в какую сторону движется Казахстан. Данные будут обнародованы в первой половине 2022 года, но уже сейчас собранные материалы помогают в планировании. По предварительным итогам переписи, 20% населения составляют дети от 0 до 9 лет. Это говорит о необходимости строить новые школы. В каких регионах они востребованы сильнее? На это даст ответ перепись населения. 

Останется ли потребность переписи в текущем формате, учитывая всеобщую цифровизацию?

К 2030 году формат переписи, когда люди ходят по квартирам и задают вопросы, скорее всего, потеряет актуальность. Показатель в 42%, прошедших перепись онлайн, уже достаточно большой (даже сравнивая со странами, как Литва, Болгария, Португалия). Тем не менее, перепись необходима для сбора базы информации, которая пригодится и в будущем, и в текущем планировании. 

Источник