«Мы надеемся, что наше решение даст новый импульс в развитии электронной коммерции в Казахстане», — сооснователь Tastamat Алишер Когабаев.

Будучи резидентом технопарка Astana Hub, стартап Tastamat привлек рекордные для нашей страны инвестиции – $1.5 миллиона. Tastamat построил свою экосистему из сотен терминалов, мобильного приложения и нескольких партнеров в виде крупных логистических компаний и интернет-магазинов. The Tech выпала возможность поговорить с сооснователем проекта Алишером Когабаевым – директором ТОО «TOOLPAR» (торговая марка TASTAMAT). 

Что такое Tastamat, рассказывает Алишер Когабаев:

  • Tastamat — это автоматизированные умные терминалы по бесконтактной выдачи товаров купленных онлайн. Название происходит от казахского слова «таста», что означает оставь, положи. Этим мы решили внести  национального колорита в наш продукт, чтобы было некое отличие от всеобщего названия Постамат. За 3 года установлено более 200 терминалов в 10-ти городах Казахстана (Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Караганда, Павлодар, Усть-Каменогорск, Кокшетау, Актау, Актобе, Петропавловск). Терминалы установлены в легкодоступных местах для получателей, это тамбуры ЖК BI Group, в сети аптек EUROPHARM и БИОСФЕРА, в придомовых магазинах и т.д. На сегодняшний день через сеть терминалов Тастамат выдано более 250 тыс. посылок.

В чем польза продукта для конечных пользователей?

  • Во-первых, получатель может получить свой заказ в удобном месте и в любое удобное для него время. Этим самым управлять своим временем так, как он этого хочет, а не так как ему будет диктовать курьер. Во-вторых, это безопасно, т.к. получая заказ из Тастамата, получателю не надо будет ни с кем соприкасаться. И в-третьих, это дешевле. Доставка в Тастамат экономит время и ресурсы курьеров логистических компаний. 

В чем отличие Tastamat от других постаматов и зарубежных аналогов? 

  • В отличие от других терминалов, мы не используем дисплей и другие периферийные устройства, а используем только QR-коды для приема и вложения заказов, а также для приема онлайн-оплаты наложенного платежа. В терминале Тастамат мы используем IOT-технологию, подключенную к нашему облаку, что позволяет терминалу быть доступным где угодно. Принцип работы Тастамата состоит в автоматизированном и бесконтактном процессе приема и выдачи посылок.

Какие инвестиции привлек ваш стартап?

  • С начала запуска проекта для реализации привлекли более $800 000 средств венчурного фонда BeInTech Venture. Мы также участвовали в Акселерационной программе для увеличения экспорта IT-услуг и tech-продуктов SCALERATOR, организованной международным технопарком IT-стартапов Астана Hub.

Расскажите историю создания Tastamat. Как и когда к вам пришла идея? 

  • 4 года назад, 5 декабря 2017 года, мы с друзьями обсуждали насущные проблемные точки в разных сферах жизни. Мы остановились на проблеме неудобства пользования курьерскими услугами в нашей стране. А именно на том, что неудобно получать онлайн-заказы. Начали рассматривать проблему с разных ракурсов и изучать рынок электронной коммерции. На тот момент в Казахстане первые постаматы запустил национальный оператор почтовой службы АО «Казпочта». По РК установили более 150 терминалов. Мы решили остановиться на этом решении, но сделать его проще для получателя и доступнее для других игроков e-commerce. Постарались максимально упростить процесс и оптимизировать время выдачи заказа. 

Какие у вас взаимоотношения с Казпочтой? Так как у нее есть своя рабочая сеть постаматов, запущенная в 2014 году, конкурируете ли вы с ней? 

  • С АО «Казпочта» у нас подписан договор о совместной деятельности. Мы являемся с ними партнерами и никак не конкурируем, а наоборот всю имеющуюся сеть терминалов Тастамат внесли в их почтово-учетную систему (ПУС). Это один из наших основных стратегических партнеров. Клиенты Казпочты активно пользуются как и сетью постаматов, так и сетью Тастамат. Совместными усилиями мы увеличиваем сеть постаматов нашего партнера и создаем благоприятные условия для улучшения сервиса АО «Казпочта».

С какими трудностями вы столкнулись в начале? 

  • В начале проекта сложно было найти точку отрыва по конструкции терминала и определиться с материалом по его изготовлению. В первую очередь, он должен был быть безопасным и максимально простым в производстве. Первый 8-ячеечный прототип терминала (Tastamat 1.0) был изготовлен из ДСП. Все ячейки были одного размера. Второй прототип (Tastamat 2.0) изготовили уже из алюминиевых материалов, предназначенных для изготовления торговых витрин. Третий прототип (Tastamat 3.0) сделали полностью из листового железа с увеличением количества ячеек и трех видов размеров ячеек для разных по габаритам посылок.
  • Далее проблема была в написании программного обеспечения. В приоритет задачи поставили удобство в использовании конечными пользователями и потенциальными партнерами при интеграции наших систем. 
  • Третья сложность была в дальнейшем: привлечение инвестиций в проект и  подбор команды для его реализации. 

Расскажите о своей команде, кто задействован в создании продукта? 

  • Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всю команду Tastamat за выделенное бесценное время, проявленное терпение и веру в продукт. Команда состоит из 10 человек. В нашей команде нет понятия, что за одним членом команды закреплен только один функционал, мы как единое целое работаем сообща, и не боимся вызовов, которые у нас попадаются на пути. Габиден Шамшимов — технический директор. Бахытжан Айтимбетов — отвечает за операционную часть. Султан Сагатбек — отвечает за взаимодействие с партнерами и за запросы клиентов. Дана Алишева — документооборот. Ардак Аубакирова — бухгалтерия. Нагым Аманжулов — сопровождение работоспособности терминалов. Тимур Абдыкадыров — разработчик. Жангельды — техническое сопровождение работоспособности терминалов. Рустам Сексенбаев — курьерская доставка. 

На какой стадии развития находится ваш стартап? 

  • На стадии Maturity (стадия зрелости, переход от стартапа к бизнесу). 2020 и 2021 дали нам хороший импульс в развитии. Мы выросли в 3-4 раза по отношению год к году. Это говорит о том, что клиенты и продавцы начали больше доверять автоматизированным терминалам по бесконтактной выдаче заказов, и активно ищут альтернативу стандартной курьерской доставке по принципу «От двери до двери».

Приложение TASTAMAT APP открыто для всех желающих воспользоваться терминалами компании,  в том числе для передачи мелких вещей без курьеров. В теории, как вы будете бороться с посылками с нелегальным содержимым, которые могут быть переданы таким способом? 

  • Все верно. Ограничений в скачивании и в использовании приложения TASTAMAT нет. Им могут воспользоваться как юридические лица, так и физические лица. Особенно это упрощает процесс работы интернет-магазинам, логистическим компаниям, да и населению страны. Мы надеемся, что данное решение даст новый импульс в развитии электронной коммерции в Казахстане. Продавцам не обязательно заключать договор с курьерской компанией, вызывать курьера, ожидать когда он приедет, примет заказ в работу. Они сами могут через данное мобильное приложение вложить заказ в тот или иной терминал удобный его получателю. 
  • При этом, работа с терминалом Тастамат безопасна. Во-первых, в каждой точке у нас установлены камеры видеонаблюдения, где идет фиксация вложения товара. Все данные хранятся в нашей системе. Во-вторых, мы по системе вычисляем таких злостных нарушителей, которые используют услуги Тастамат не по назначению, нарушая этим самым законодательства РК. В системе при скачивания приложения сохраняются данные о пользователе. И система имеет ИИ, который определяет таких нарушителей по частоте вложения в сутки, по частоте выбора ячейки, по сумме пополнения баланса и т.д. Также в системе при вложении посылки с нелегальным содержимым сохраняются данные, кому эту посылку вложили.  И в-третьих, при обнаружении и фиксации таких случаев мы всю информацию передаем в соответствующие госорганы для дальнейшего разбирательства.

Какие у вас планы на будущее? 

  • Планы у нас амбициозные. 
  1. Развитие сети до 1 000 терминалов по всему РК. 
  2. Выход на ближайшее зарубежье (Россия, Узбекистан) и дальнее зарубежье (ОАЭ, Индия). 
  3. Разработка новых сервисов по улучшению процесса работы Тастамат и новых услуг по перенаправлению заказов по желанию клиентов в любой удобный для них Тастамат, вне зависимости от того, имеет обслуживающая их курьерская компания с нами договор или нет.
  4. Довести курьерскую доставку в Тастамат внутри городов Нур-Султан и Алматы до максимума в 30 минут. На данный момент, мы уже запустили совместную услугу с Яндекс Доставкой в Тастамат. Клиенты могут в любое время заказать данную услугу онлайн через сайт tastamat.kz.