Auto.uz — стартап, который поможет купить или продать автомобиль в Узбекистане 

Основатель Auto.uz рассказал о том, как начался путь стартапа и какие проблемы он решает. Подробнее читайте ниже.

Темурбек Касимов, город — Ташкент, основатель и управляющий директор стартапа Auto.uz  

Как все началось

Этот проект возник не случайно, а из-за проблемы, с которой я столкнулся. Так как домен auto.uz принадлежал мне, я решил использовать эту возможность и создать платформу с таким же названием.

Мы разрабатывали платформу около двух лет. Идея снова пришла из личного опыта: несколько раз у нас возникали сложности с поиском подходящего автомобиля и сравнением его цен с другими предложениями. Мы решили исправить эту проблему.

Разработку начали в 2020 году, и во втором квартале того же года запустили проект, хотя и не на полную мощность. На платформе auto.uz, помимо доски бесплатных объявлений, также доступны микросервисы, такие как покупка онлайн-страховки и возможность предварительного осмотра авто перед покупкой. Наш специалист выезжает, осматривает автомобиль и предоставляет заключение о его состоянии.

В дальнейшем будем внедрять агрегацию для проката автомобилей. У меня нет опыта в ведении такого рода бизнеса, я новичок, поэтому наша команда делает все самостоятельно. Пробуем разные маркетинговые стратегии и анализируем результаты. У нас нет четкого понимания, как вести такой бизнес, поэтому многое происходит интуитивно. Возможно, мы совершаем ошибки и будем их делать в будущем, но я считаю, что это не критично, поскольку подобной платформы еще не существует.

Первым шагом стал поиск подрядчика, который мог бы воплотить нашу идею. Нам повезло: один из моих близких товарищей посоветовал компанию в Узбекистане. Ребята профессионально выполнили поставленную задачу. Техническое задание мы не предоставляли в привычном виде, оно было сформулировано устно, а макет сайта и платформы был нарисован практически на коленке. Несмотря на это, команда смогла понять наши ожидания и реализовать проект именно так, как мы задумали.

Через год после начала работы, мы внесли множество изменений в структуру и дизайн. Технологии, которые использовались в начале создания платформы, устарели к моменту запуска. Мы стремились создать идеальный продукт. Хотя понимали, что такого не бывает, все же старались, чтобы платформа достигла как можно более высокого качества в плане функционала и пользовательского опыта.

У нас не было препятствий с точки зрения законодательства. В Узбекистане можно открыть фирму, зарегистрировать юридическое лицо и открыть счета за 5-10 минут. В то же время, мы не можем сказать, что полностью завершили этап запуска — наша компания все еще на начальной стадии развития. Полноценный запуск и стабильная работа еще не начались. Тем не менее, пользователи уже могут пользоваться нашей платформой, а доступный функционал работает без ошибок. Периодически вносим доработки, чтобы соответствовать требованиям быстро меняющегося рынка и усиливающейся конкуренции. 

Команда

Мы быстро собрали хорошую команду, которая быстро реагирует на изменения и адаптируется. Смогли найти хороших специалистов, способных справляться с любыми ситуациями. Команда — это самое важное. 

Однако мы сталкиваемся с финансовыми трудностями, так как у нас нет инвестора, а проект финансируется за счет собственных средств. В планах пока нет привлечения дополнительных инвестиций.

Еще многие сотрудники приходят в компанию, чтобы просто выполнять свои обязанности и не выходят за их рамки. Порой возникает ощущение, что у нас много людей придерживаются принципа «Инициатива наказуема». 

Мы пытались найти ребят, которые будут выходить за рамки профессиональных обязанностей. У нас инициатива поощряется, как со стороны руководства, так и со стороны команды. Мы хотели, чтобы сотрудники проявляли энтузиазм и были готовы работать сверхурочно, особенно разработчики, которые должны быть на связи в любое время суток. Серьезных требований мы не ставили, но те, кто хочет работать только за зарплату и не проявляет инициативу, становятся заметными. Отсев таких сотрудников был интуитивным.

Целевая аудитория

В плане целевой аудитории нам повезло больше, чем узконаправленным компаниям и бизнесам. Покупка автомобилей не ограничена возрастом. Интерес к автомобилям может возникнуть у человека уже с 15-16 лет, и продолжаться до 70-80 лет, независимо от того, имеет ли он водительские права.

Наша аудитория разнообразна, поэтому мы сосредоточились на системе поиска и сравнении автомобилей на платформе. Наш продукт интересен не только тем, кто планирует покупку автомобиля, но и любому человеку, увлекающемуся автомобилями. Мы не нацелены на узкую категорию пользователей, а стремимся охватить широкий спектр интересов.

Есть несколько этапов приобретения автомобиля:

  1. Поиск
  2. Переговоры
  3. Сделка
  4. Оформление автомобиля на свое имя, на имя юридического лица или на имя близких.

Мы решаем проблемы каждого из этих этапов. Например, поиск у нас настроен таким образом, что, если человек ищет Audi четвертого поколения, мы не будем показывать аналогичные автомобили, такие как Audi класса SUV или Cabriolet. Наша поисковая система выдаст только те результаты, которые соответствуют запросу.

Также мы внедрили функционал сравнения автомобилей. Вы можете найти три подходящих автомобиля с одинаковым ценником и схожей комплектацией, но с разными ценовыми разбросами. В этом случае можно сравнить автомобили. Характеристики и все комплектующие будут представлены в виде таблицы, что позволит понять причины разницы в ценах. 

Второй этап — это переговоры с человеком. У нас есть услуга «Осмотр авто», которая помогает людям перед покупкой взять полное заключение с нашей гарантией о состоянии автомобиля, кузов, двигатель и так далее. Это помогает в переговорах, поскольку, если найдены недочеты, наш специалист может помочь снизить стоимость автомобиля. В таком случае наша услуга будет либо бесплатной, либо предоставлена по сниженной цене.

Мы имеем ряд нотариальных партнеров, которые позволяют подвести оформление документов к конкретному времени. Клиенту не нужно будет долго ждать в очереди в нотариальной конторе. Документы будут готовы к назначенному времени, и клиент сможет просто оформить их и забрать автомобиль. Также после того, как клиент отвезет машину в ГАИ, мы предоставим документальное сопровождение, объясним, куда сходить, в какое окошко подойти, какие документы принести.

Мы предлагаем полное юридическое сопровождение сделки от начала до конца, а благодаря возможности покупки страхового полиса на нашем сайте, пользователю не нужно искать страховую компанию поблизости. Он может оформить страховку прямо на месте, например, в ГАИ. Мы постарались комплексно решить все проблемы покупателя, предоставив удобный и всеобъемлющий сервис.

Одна из функций нашей платформы — предоставление информации о дилерах и автосалонах. К нам подключены более 70 автосалонов по Республике Узбекистан. Основная часть находится в Ташкенте, но мы уже начали подключать и региональные автосалоны. Пользователь может посмотреть наличие автомобилей у конкретного дилера или автосалона, проложить маршрут к нему, а также получить контактную информацию, не заходя в браузер и не проверяя предложения по каждому салону отдельно.

Мы подключили две страховые компании. Наши разработчики уже работают с API третьей страховой компании, и к концу августа планируется ее запуск.

Также мы будем агрегировать компании по прокату автомобилей. Заключили договоры с четырьмя компаниями и ждем завершения их интеграции. У нас более 80 партнеров. На данный момент мы сами занимаемся подключением, договариваемся и объясняем, что представляет собой наша платформа. Однако тенденция начинает меняться, и партнеры уже начинают самостоятельно обращаться к нам. Потому что удобство, которое предоставляет auto.uz, пока никто не может предложить в Узбекистане. За второй квартал у нас был прирост около 3000 новых скачиваний приложений. В настоящее время у нас около 5000 активных пользователей, которые возвращаются на платформу. Ежедневно мы получаем от 70 до 100 новых пользователей.

Программа инкубаций 

Пока нам не удалось поучаствовать ни в одном из подобных проектов. Я консервативен и предпочитаю сначала наблюдать за происходящим. Если увижу, что могу извлечь пользу и внести свой вклад в это сообщество, то с удовольствием приму участие. 

Трудности

Одна из основных трудностей, из-за которой мы целый год не могли запустить платформу — взаимодействие с разработчиками. Я понял, что разработчиков можно сравнить со строителями: каждый работает по-своему, имеет свой стиль, бэкграунд и опыт. Важно правильно донести идею, которая у тебя в голове. Обычно основатель или владелец видит ситуацию с одной стороны и требует выполнения определенных задач, но когда разработчики завершают проект и представляют готовый дизайн, владельцы часто обнаруживают, что он не соответствует ожиданиям. Это подчеркивает, насколько важна точность технического задания, чего мы, к сожалению, не осознавали.

Мы дали разработчикам большую самостоятельность, что привело к значительным задержкам. В итоге нам пришлось заменить команду, так как первые разработчики не выдерживали сроки, хотя их работа была качественной. Смена разработчиков оказалась трудоемкой, так как новым сотрудникам нужно было изучить старый код или переписать его заново, что увеличило временные затраты. При ясном видении результата принятие тактических решений становится легче. Этот вопрос выходит за рамки моей компетенции, так как я еще на начальном этапе своего пути.

Если человек имеет четкий план и уверен в нем на 100%, то ему следует действовать смело, не опасаясь преград, включая финансовые и экономические трудности.

Достижения

Самое большое достижение в том, что мы все-таки смогли построить платформу.

Планы

К концу года хотим иметь около 10 000 совершенных сделок на нашей платформе. Для этого нужно будет много работать. 

Важно быстро реагировать на рынок и его изменения. В случае многих стартапов, в том числе нашего, тактические решения имеют большую значимость, чем стратегические. Стратегические решения становятся важными, когда начинают поступать первые заработанные деньги, а не только инвестиции. Мы планируем масштабировать проект за счет микросервисов, и их количество будет увеличиваться.

Мы стремимся объединить весь автомобильный мир Узбекистана, все, что связано с колесами, двигателями и перемещением из точки А в точку Б, на одной платформе. Создадим комплексное решение, которое объединит разные аспекты, такие как объявления, страховые полисы и прокат автомобилей, на одной платформе. На данный момент такого единого портала нет.

Хороший пример — Kaspi.kz. Они сделали действительно крутую вещь. У нас ниша более узкая — автомобили, поэтому я думаю, это можно реализовать и у нас.

Ближайший большой релиз — прокат автомобилей. Планируем запустить его к середине четвертого квартала. Будем выступать в роли агрегатора, а не предоставлять прокат собственных автомобилей.

Следующий сервис, который мы будем запускать, — это КАСКО, добровольное страхование автомобилей разными компаниями. У нас уже есть три партнера, готовых интегрироваться, и мы сможем продавать эти полисы онлайн. Пока такие полисы доступны только на нескольких площадках, рынок еще свободен, и мы собираемся его освоить.