Геймдев в Узбекистане. Как студия East Games развивает индустрию и что нужно знать начинающим специалистам

В прямом эфире в нашем Telegram-канале The Tech  директор по развитию East Games — Акмаль Салихов подробно рассказал о компании и как они развивают gamedev-индустрию Узбекистана. Делимся самыми интересными мыслями в текстовом формате.

Акмаль Салихов, директор по развитию East Games

О себе

Я уже много лет работаю в gamedev-индустрии и давно занимаюсь музыкальным творчеством. Мой путь начался как музыканта, и постепенно я перешел в игровую индустрию, помогая создавать звуковое оформление для разных проектов. Позже за четыре-пять лет я продвинулся от звукорежиссера до должности директора в игровой компании. Мой музыкальный background сильно повлиял на мою работу в играх. Этот опыт позволяет мне понимать процесс создания игр на глубоком уровне и успешно вносить вклад в другие проекты.

Об East Games

В последние пять лет с появлением IT Park Uzbekistan наша страна активно развивается. East Games — молодая студия Узбекистана, созданная международной командой профессионалов. East Games существует чуть больше двух лет. На данный момент компания работает над крупными проектами, но пока не создает свой собственный продукт. East Games участвует в разработке игр, которые уже популярны среди миллионов игроков.

Когда у тебя небольшой стартап в gamedev-индустрии в Узбекистане сложно привлечь таланты в компанию из-за особенностей этой отрасли в регионе. У меня был свой специфический метод привлечения студентов, геймеров к себе в маленькую студию. Это инкубатор, который я запустил почти пять лет назад, работа с вузами и другие активности. Игроки из East Games узнали обо мне благодаря моей деятельности в gamedev-сфере в Узбекистане. Поэтому было предложено помочь команде расти быстрее и эффективнее, предлагая перспективы развития. Если раньше я нанимал от трех до пяти человек в год, то теперь планирую набрать 50-60 человек. Проекты стали крупнее, так что нужна большая команда.

Влияние East Games на развитие индустрии

Когда мы говорим о найме двух-трех специалистов для маленькой студии, это одно, но когда нужно набрать большую команду для крупной студии с высокими требованиями к сотрудникам из-за масштаба проектов, это совсем другое. Процесс отбора должен выявить наиболее опытных специалистов в индустрии. Благодаря наличию крупных игроков на местном рынке, стало проще определить, куда двигаться дальше.

В условиях высоких требований к сотрудникам в игровой индустрии, особенно в регионах, где она не так развита, компаниям приходится решать сложности набора персонала. К примеру, у нас возникла проблема с поиском квалифицированных 3D-художников для разработки игр. Мы решили эту проблему, организовав трехмесячный курс подготовки — Game Start. Привлекли 40 участников, которых обучили и предложили стажировку. Этот подход помогает нам не только обучать новых сотрудников, но и интегрировать их в нашу команду.

Ранее стажировки в игровых студиях были не оплачиваемыми, но у нас все стажировки оплачиваемые и на полный рабочий день. Однако увлечение само по себе не решает проблемы недостатка навыков, и поэтому мы предлагаем дополнительные образовательные программы, такие как онлайн-курсы или bootcamp-ы, чтобы улучшить их квалификацию.

Развитие gamedev-индустрии в Узбекистане и Центральной Азии

В Узбекистане пока не так много экспериментов с играми на местном языке, но я вижу некоторые появляющиеся в Google Play. Наш рынок пока не готов платить в Store, как Google Play, но рекламная монетизация становится все более востребованной. Цены на рекламу в Узбекистане увеличиваются, делая запуск игр на узбекском языке более рентабельным. Это открывает новые возможности для малых команд заработать на рекламе внутри этих приложений.

Я заметил, что ребята начали выкладывать свои игры на Яндекс.Играх. Если вы умеете делать игру под mobile, есть большая вероятность того, что вы сможете также сделать версию под web. 

Виртуальная реальность становится все популярнее, и в Узбекистане открывается все больше офлайн игровых VR-клубов. Но, на мой взгляд, наиболее интересным аспектом для предпринимателей и стартаперов — это образование. В Узбекистане есть миллионы школьников и студентов, и, вероятно, многие создатели игр, которым не хватает дохода от классической разработки игр для Steam или Google Play, начнут все чаще экспериментировать с геймификацией в образовании. Это область, которая до сих пор остается неисследованной и может предложить много новых возможностей.

Как можно устроиться в East Games

Существует несколько классических способов трудоустройства. Например, можно обратиться к headhunter.

Второй вариант — это наш канал в Telegram — East Games. Это, пожалуй, самый удобный способ для тех, кто активно пользуется Telegram. Мы стремимся делать его более информативным, постепенно добавляя в него информацию о доступных вакансиях. На нашем Telegram-канале уже можно увидеть несколько актуальные вакансии. Откликнуться на вакансии просто — достаточно отправить сообщение нашим коллегам в Telegram.

Требования к кандидатам зависят от уровня позиции. Рынок труда в Узбекистане и Центральной Азии молод, поэтому часто в вакансиях указывается «дизайнер-стажер»,  «гейм-дизайнер-стажер» и так далее. Обычно на таких позициях не требуется опыт работы, но в арт-профессиях как 2D- или 3D-артист, необходимо портфолио. Тестовые задания распространены почти на всех позициях, а после этапа с портфолио и тестами следует интервью, которое может быть как офлайн, так и онлайн. По итогам интервью принимается решение, и, в случае успеха, предлагается оффер.

Для стажировок требования минимальны, но необходимо предоставить портфолио и выполнить тестовые задания. Для middle- и senior-разработчиков требования уже более жесткие. Часто вакансии предлагаются исходя из текущего спроса на рынке труда, особенно в небольшой игровой индустрии.

Как попасть в gamedev-студию

В игровую индустрию часто проще всего попасть через позицию тестировщика. Если у человека нет специализированных навыков в рисовании или программировании, но он увлечен играми и хочет работать в этой сфере, тестирование становится одним из самых доступных путей. Многие люди, желающие работать в gamedev, активно играют в игры. Тестировщик — это легкий способ начать карьеру в игровой индустрии, так как многие компании предлагают позиции с минимальными требованиями к опыту.

Можно перейти от тестирования к game-дизайну или UI-дизайну. Навыки в рисовании и цветовом восприятии могут пригодиться в создании логотипов и элементов пользовательского интерфейса для игр.

В gamedev огромное разнообразие профессий — от писателей и музыкантов до программистов. Главное, чтобы у человека была страсть к играм. 

Кто такой тестировщик

В играх часто возникают неожиданные ситуации, которые трудно предвидеть во время разработки. Сценарии тестирования в играх чрезвычайно разнообразны. Например, в гоночной игре с 20 машинами необходимо протестировать каждую машину на снежной трассе, учитывая их различия в размерах, типе колес и физике движения. Такие тесты позволяют выявить различные ошибки, такие как неправильное поведение машин в разных условиях.

Тестирование игр требует учета большого количества вариаций и специфических сценариев, что редко встречается в других типах IT-продуктов. Они занимаются проверкой игры на различные проблемы, а также могут выявить новые, непредвиденные другими отделами. Игры тестируются со всеми возможными вариантами использования, что может занять много времени и привести к выявлению множества ошибок. Тестирование необходимо начинать с самого начала разработки и продолжать на протяжении всего процесса создания игры. В играх-сервисах тестирование еще более интенсивно, так как новый контент постоянно выпускается и требует проверки перед выпуском.