Из степей в пустыню: какие стартапы из Центральной Азии завоевывают рынок MENA
Из степей в пустыню: какие стартапы из Центральной Азии завоевывают рынок MENA
Стартапы из нашего региона усиливают свое присутствие на рынках Ближнего Востока и Северной Африки. Ниже — обзор проектов, которые уже начали формировать устойчивые связи с экосистемой MENA и закрепляться в ней.
Казахстан
CodiPlay
CodiPlay предлагает инновационные решения для общеобразовательных школ на основе инновационных решений. С помощью платформы школы обучают учеников цифровой грамотности. Свое присутствие в регионе MENA компания планирует укрепить за счет подключения к экосистеме 3000 школ в течение следующих двух лет.
Push30
Fitness tech стартап, предоставляющий пользователям единый цифровой абонемент для доступа в спортивные клубы и студии. Push30 ориентируется на развитие системы корпоративного wellness и интеграцию с HR‑платформами.
Qalan
Искусственный интеллект в образовательных и корпоративных продуктах — основа работы казахстанского стартапа Qalan. Весной 2025 года он был представлен на Dubai AI Week как часть делегации Central Asian Innovation Hubs — новой региональной платформы для поддержки экспансии технологических компаний.
Dereknet
Dereknet помогает управлять городским транспортом с помощью нейросетей. Стартап показал свои разработки на Dubai AI Week — платформа позволяет следить за транспортом и делать его работу точнее и эффективнее. В странах MENA такие технологии пользуются большим спросом. На данный момент Dereknet запускает пилотные проекты в регионе.
Porte
Porte предлагает цифрового консьержа для отелей — с помощью смартфона гости смогут открывать номер, заказывать еду и другие услуги онлайн. Это SaaS-решение полностью заменяет традиционные магнитные ключи и доступно в мобильном и веб-приложении.
1Fit
1Fit — это казахстанский стартап, предлагающий «единый фитнес‑абонемент» через мобильное приложение. 1Fit в 2024 году вышел на рынок ОАЭ. Запуск состоялся в Дубае, где уже подключено около 200 фитнес‑локаций и зарегистрировано более 15 000 пользователей. К концу года планируется расширение до 300 объектов и выход на другие эмираты.
Узбекистан
GEOMOTIVE
Стартап, меняющий наружную рекламу с помощью геоаналитики. Управляет 106 000 поверхностями и уже расширяется на рынки MENA и Великобритании, сотрудничая с международными брендами.
Startup Garage
Один из самых ярких примеров экспансии стал узбекский венчурный проект Startup Garage, открывший весной полноценный офис в Дохе и Касабланке. Это первый кейс, когда центральноазиатская студия создает реальное физическое присутствие в регионе MENA. Офисы в регионах служат «воротами» для других стартапов из Узбекистана и соседних стран, помогая им адаптироваться к специфике рынков.
Unitlab
Разработанная в Ташкенте платформа Unitlab позволяет в 10-15 раз ускорить обработку данных для обучения ML-моделей. Это решение уже заинтересовало несколько научно-исследовательских институтов в MENA, работающих с большими массивами данных.
AskAlem
AskAlem — платформа, которая помогает компаниям автоматизировать коммуникации с клиентами и внутренние процессы. Благодаря участию в GITEX Europe 2025 и членству в CA Alliance, стартап получил доступ к инвестиционным и партнерским возможностям в регионе. В настоящее время проект работает над интеграцией с арабскими языковыми моделями для локализации.
Таджикистан
zypl.ai
Стартап zypl.ai, создающий скоринговые решения без кредитной истории, активно развивается в регионе MENA. Компания открыла офис в Дубае, получила лицензию в DIFC и запустила пилотные проекты с банками в ОАЭ. Решения zypl.ai помогают расширять доступ к финансам для МСП и мигрантов в странах Персидского залива.