Как казахстанские IT-компании закрывают вопрос кадрового голода
IT стремительно развивается во всем мире и, в частности, в Казахстане. По данным 2022 года 1,2% от всех занятых казахстанцев работают в сфере информационных технологий. А по информации Центра развития трудовых ресурсов, 56% специалистов, трудоустроенных в информационно-коммуникационных технологиях, обучались в вузе или колледже не по IT-специальности. Где казахстанцам можно получить знания, чтобы работать в IT-сфере и какие обучающие программы предлагают казахстанские компании для тех, кто решил связать свою жизнь с IT?
От поиска готовых специалистов к развитию собственных кадровых ресурсов
Казахстанская IT-сфера в последние годы развилась настолько, что компании заняты не только поиском готовых специалистов на рынке, но и подготовкой кадров собственными ресурсами. Эта тенденция характерна для крупных IT-компаний, считает специалист по рынку труда, Александра Молчановская. Что связано, в первую очередь, с потребностью в трудоустройстве лучших специалистов в свои проекты, а также с достаточностью ресурсов для обучения.
Самостоятельное взращивание кадров — это решение проблемы неготовности рынка удовлетворить потребности компаний в квалифицированных работниках.
Вера Чернобиль, старший менеджер по обучению и развитию Kolesa Group
Компании заняты не только хантингом готовых специалистов, но и подготовкой собственных кадров. Для решения проблемы кадрового голода и развития казахстанского IT-сообщества в целом. Это признак зрелости казахстанской IT-сферы.
Обучение специалистов предполагает ряд преимуществ для казахстанских IT-компаний. Главным образом это позволяет создавать сотрудников, адаптированных к конкретным потребностям и целям компании, что повышает эффективность работы и конкурентоспособность на рынке.
Так самостоятельное взращивание кадров становится важным фактором развития IT-сферы в Казахстане. Компании, инвестирующие в образовательные программы и ресурсы для подготовки молодых специалистов, активно способствуют развитию отрасли в целом, обеспечивая себе доступ к квалифицированным кадрам и укрепляя свои позиции на рынке информационных технологий.
Александра Молчановская
Бизнес должен принимать участие в подготовке кадров на уровне учебных заведений, некоторые компании начинают сотрудничество уже в школах. Иначе выпускники IT-профессий вузов и колледжей, несмотря на их востребованность, будут вынуждены работать не по специальности.
Согласно оценкам Центра развития трудовых ресурсов 10% выпускников IT-направления после выпуска работают неквалифицированными специалистами.
Пройти обучение и остаться в компании
Максим Аржанов, Frontend-разработчик аутсорсинговой IT-компании qazdev
Год я учился на онлайн-курсах по разработке, хотел попробовать себя в боевом проекте, поэтому позвонил в qazdev и спросил, можно ли пройти у них стажировку. Выслал резюме и уже через два дня меня позвали на собеседование.
По образованию Максим радиотехник, до стажировки в карагандинской IT-компании qazdev три года работал инженером по радиоэлектронному оборудованию. В основном Максим работал с «железом»: писал программы для микроконтроллеров, проектировал печатные платы, тестировал радиооборудование.
Максим Аржанов
В какой-то момент я понял, что хочу заниматься разработкой web-приложений. Заходя на какой-то сайт или используя мобильные приложения, я всегда обращал внимание на детали интерфейса: подмечал, что удобно для пользователя, а что можно сделать лучше.
Максим прошел бесплатную офлайн-стажировку, по результатам которой остался работать в команде. Сейчас он занимается разработкой нового раздела для казахстанской блог-платформы.
По словам аналитиков, спрос на квалифицированных IT-специалистов в Казахстане стремительно растет. В отличие от классических вузов и колледжей обучающие программы в IT-компаниях отражают реальные потребности бизнеса, помогают получить актуальные практические навыки.
Проблема соответствия
Вместе с этим возрастает потребность в эффективных методах обучения, которые позволят молодым специалистам быстро адаптироваться к динамичной и требовательной индустрии информационных технологий. И обучение непосредственно на практике — эффективный подход в подготовке профессионалов.
Екатерина Готфрид, руководитель отдела по управлению человеческими ресурсами IT-компании qazdev
Обучение IT-специальностям сразу на реальных проектах позволяет студентам и начинающим специалистам с первых дней погрузиться в профессиональную среду. Работа над реальными проектами и соприкосновение с конкретными задачами помогает быстрее освоить не только технические навыки, но и понять особенности работы в индустрии.
Компания qazdev уже несколько лет проводит обучение в рамках образовательной программы DevPractice. Сначала это были стажировки начинающих специалистов под присмотром опытных разработчиков. На данный момент компания проводит офлайн-обучение по Java Spring Framework для студентов третьих и четвертых курсов профильных специальностей. Обучение проводится в формате трехмесячного интенсива и состоит из восьми блоков, включающих в себя теорию от квалифицированного преподавателя и практическую часть на действующем проекте компании под руководством профессиональной команды.
В 2023 году IT-рынок Казахстана продолжает испытывать высокую потребность в квалифицированных специалистах. Расширение цифровых технологий, развитие интернет-инфраструктуры, рост объемов электронной коммерции и цифровых сервисов приводят к увеличению спроса на IT-профессионалов в различных сферах.
Взаимная выгода
Одно из ключевых преимуществ обучения в IT-компаниях — доступ к опытным профессионалам в качестве наставников и менторов. Студенты получают возможность общаться и работать в команде с действующими специалистами, что позволяет им учиться на опыте других, а также получать советы и обратную связь в режиме реального времени. Наставники анализируют и оценивают код, разработанный студентами, и дают конструктивные комментарии и рекомендации по его улучшению.
София Ялышева, выпускница практикантской программы DataArt, Junior QA
У меня был ментор, к которому всегда можно было обратиться со сложным вопросом. Во время практики довольно часто необходимо было общаться с другими экспертами из этой области и это, я считаю, хорошая практика, потому что ты постоянно получаешь обратную связь от людей с огромным опытом по теме.
София Ялышева ушла в QA из генетики. По образованию девушка ветеринарный врач по мелким домашним животным. Занималась научными исследованиями в паразитологии: изучение генетики возбудителей особо опасных паразитарных заболеваний в Казахстане.
По словам, руководителей HR-отделов, сотрудники IT-компаний, которые проводят обучение и выступают менторами для молодых специалистов, также получают ряд преимуществ и выгод. В первую очередь, это помогает разработчику укрепить репутацию эксперта в своей области.
Также, когда сотрудник становится ментором, он вынужден углубить и актуализировать свои текущие знания, считает Екатерина Готфрид, руководитель отдела по управлению человеческими ресурсами IT-компании qazdev. Квалифицированный преподаватель и ментор должен быть в курсе последних тенденций и передовых практик в своей области, чтобы быть эффективным наставником. В результате сотрудник расширяет свои профессиональные навыки и уровень экспертизы.
Игра на отбор
Попасть на образовательные программы от Kolesa Academy и Kolesa Upgrade может любой желающий, однако зачисление производится на конкурсной основе с несколькими этапами отбора.
Вера Чернобиль, старший менеджер по обучению и развитию Kolesa Group
При наборе на Kolesa Academy по IT-профессиям мы получаем минимум 800+ заявок. Сейчас у нас завершается набор в Академию для junior product-менеджеров, где мы получили больше 1200 заявок.
У кандидатов уже должны быть хорошая теоретическая подготовка, а также умение применять эти знания на практике. Большой плюс, если кандидат уже пробовал делать pet-проекты, либо ранее работал или стажировался по той специальности, на участие в которой подал заявку.
Чтобы выбрать наиболее талантливых и мотивированных абитуриентов IT-компании, проводящие обучение студентов, часто используют конкурсный отбор. Это позволяет привлекать студентов, которые демонстрируют высокий уровень знаний и навыков. Такие студенты обычно готовы сделать дополнительные усилия для достижения успеха и полностью погрузиться в обучение на практике.
Так, чтобы попасть на практикантскую программу для начинающих QA-специалистов в международную аутсорсинговую компанию DataArt, необходимо иметь хороший разговорный английский и базовые знания в разработке.
Лилия Лирола, IT Recruiter/HR manager компании DataArt KZ
Мы получили 220 заявок на первую программу. 30 ребят прошли HR-интервью и тест на знание английского, из них 10 техническое интервью с экспертом, и только восемь молодых специалистов прошли все этапы и попали на обучение.
Сама практика в DataArt рассчитана на 12 недель. По итогу каждого месяца практикант также проходит ревью с участием экспертов. И только при успешной сдачи студент допускается к следующему блоку обучения.
Компания qazdev проводит тестирование и интервью прежде, чем зачислить молодого специалиста в ряды студентов интенсива. Куратор группы проводит для абитуриентов онлайн-тестирование для определения логических способностей и базовых математических знаний, а также очное интервью-знакомство.
Гибкость и разнообразие
В современном мире IT-обучение молодых специалистов проходит в различных форматах, предоставляя учащимся гибкость и вариативность. Обучение в онлайн-формате предоставляет учащимся возможность гибкого расписания и самостоятельного изучения материала. Этот формат позволяет пройти обучение в своем собственном темпе и в любом удобном месте, используя компьютер или мобильное устройство.
Вера Чернобиль
Kolesa Upgrade — это онлайн-формат. Live-вебинары и live-coding, коммуникация с преподавателями в чатах, активный нетворкинг. Лекции проводятся два раза в неделю вечером, чтобы участники могли совмещать со своим основным обучением или работой.
Онлайн-курсы Kolesa Upgrade закончило более 350 специалистов. 94% выпускников остаются и продолжают работать в IT-области.
Однако, помимо онлайн-обучения, в IT-компаниях широко используется и офлайн-формат. Он предоставляет студентам возможность непосредственного взаимодействия с преподавателями и другими учащимися.
Благодаря разнообразию образовательных форматов, молодые специалисты имеют возможность выбрать подходящий для себя способ обучения, который наилучшим образом соответствует их потребностям, предпочтениям и режиму жизни. Это позволяет им эффективно усваивать новые знания и навыки, развиваться профессионально и достигать успеха в IT-сфере.
Развитие индустрии информационных технологий в Казахстане и популяризация профессий, связанных с ними, будут увеличивать количество образовательных программ в IT-компаниях и дадут возможность казахстанцам реализовать себя в этой сфере, в независимости от их базового образования.