Obbo — стартап, который помогает развивать электронную коммерцию Таджикистана

Основатель таджикского стартапа Obbo, Анвар Халиков, рассказал о том, как начался проект и поделился планами на будущее.

Анвар Халиков, город — Худжанд, предприниматель, стартап-менеджер, @anvarjon_khalikov

О себе

Я предприниматель, член совета директоров нескольких компаний и стартап-менеджер. Запустил около 40 проектов, из которых 13 стали успешными, не только в Таджикистане, но и в Центральной Азии и России.

У меня два образования: первое — финансовое, второе — в маркетинге. 16 лет работал в банковском секторе, начинал рядовым сотрудником и дошел до топ-менеджера, был акционером компании. С 2017 года полностью ушел в стартап-индустрию.

Помимо проектов, у меня шесть направлений, которые я продвигаю. Одно из них — электронная коммерция , маркетплейс. Второе направление — агрегаторы такси, которые уже шесть лет на рынке. Также занимаюсь ритейлом: сети магазинов, ювелирные дома — все, что касается торговли.

Запуск стартапа 

При запуске стартапа я выбираю те ниши, в которых есть уникальность, куда люди придут через три-пять лет. Так, несколько лет назад, изучая платформы электронной коммерции, такие как Wildberries, Amazon и Kaspi, я заметил растущую тенденцию в этой сфере. Тогда в нашей стране не было маркетплейса, который бы объединял две стороны. Поэтому я начал активно изучать информацию и развивать эту нишу.

Спустя три с половиной года Wildberries решил зайти в Таджикистан. Недавно они заключили соглашение, и теперь планируют начать свою работу. Возможно, им потребуется еще год, чтобы полностью войти на рынок, что поможет и усилить электронную коммерцию в нашей стране. 

Для реализации проекта Obbo мы с партнерами привлекли экспертов, которые помогли мне создать платформу. Также я задействовал IT-специалистов, фрилансеров и дизайнеров. 

Целевая аудитория

У бизнеса в Таджикистане есть трудности с выходом в онлайн. Поэтому первой задачей и миссией Obbo стала трансформация бизнеса и помощь в этом процессе.

Мы начинали как маркетплейс, но в итоге создали экосистему, которая позволяет любому предпринимателю — будь-то малый, средний или крупный бизнес — выводить свой товар в онлайн. Мы устраняем границы и не привязываем бизнес к конкретной локации или торговой точке.  

Мы помогаем нашим пользователям создавать собственный бренд, логотипы и внутренние сайты, которые представляют их бизнес в нашей экосистеме. На сегодняшний день на нашей платформе размещено более 30 000 наименований товаров.

Программы инкубаций

Я не участвовал в каких-либо инкубационных программах. Мы получили предложения об участии в акселерации и, возможно, в этом году подадим заявку. 

Трудности

Самая большая сложность — неготовность рынка. Наш рынок был еще молод для реализации нашей идеи. Мы почти шесть месяцев бились, чтобы сделать первую онлайн-продажу и пробить этот потолок. 

Наше население, особенно в регионах, не привыкло к онлайн-покупкам, как это происходит в Казахстане или в России. В Узбекистане электронная коммерция только начинает развиваться. За последние два года она начала набирать обороты, благодаря платформе UZUM, в которую вложили миллионы на маркетинг и открытие пунктов выдачи.

У нас таких ресурсов не было, так как мы начинали и продолжаем собственными силами. Поэтому нам было сложнее. Бюджет на маркетинг ограничен. Приучать население тоже трудно, потому что нет крупных игроков, которые могли бы совместно развивать этот рынок.

Есть проблемы с формированием культуры онлайн-покупок, потому что доверие к этому процессу еще не достигло необходимого уровня и требует времени. Мы были вынуждены открывать пункты выдачи товаров и шоурумы, чтобы у людей было доверие к нашему бренду и платформе, чтобы они не боялись покупать и знали, куда могут обратиться. Однако это приводит к высоким операционным расходам.

Советы для тех, кто находится на начальном этапе создания стартапа: сначала проведите тщательный анализ, изучите ниши. Если готовности рынка нет, а у вас ограничены ресурсы, не стоит связываться с проектом, так как это может быть затратно в плане ресурсов. 

Достижения

Я не считаю свои успехи грандиозными. Но процесс создания чего-то нового — уже достижение. Благодаря нашим проектам, за последние пять-шесть лет, мне удалось создать множество рабочих мест. Это значительный результат, ведь не все могут обеспечить рабочие места для большого числа людей.

Планы

У нас намечена интеграция с одним из успешных банков нашей страны, что позволит нам значительно масштабироваться. Благодаря этой интеграции мы сможем присутствовать по всей стране и даже рассматривать выход на соседние рынки. Однако параллельно мы должны разработать уникальные предложения, поскольку стартапам сложно конкурировать с крупными игроками, такими как Wildberries, UZUM, Ozon или Kaspi, которые уже действуют на рынке. Думаю, мы сосредоточимся на узком сегменте. 

Стартаперы не должны забывать, что цель — это результат действий. Надо действовать и пробовать. Не останавливаться, потому что от количества попыток зависит результат и успех. Желаю успехов и развития бизнеса.