Основатель Khan Academy о будущем образования: почему система не работает и как ИИ может ее изменить

Основатель Khan Academy Сал Хан в интервью  поделился взглядом на противоречия в системе образования, роль некоммерческих инициатив и перспективы искусственного интеллекта. Он рассказал, почему школы часто принимают неэффективные решения, как его платформа завоевала доверие учеников и какую роль ИИ сыграет в создании персонализированного обучения в ближайшие годы.

Странные стимулы в системе образования

Сал Хан отмечает, что образование в США — вторая по масштабу индустрия, где действуют «странные» стимулы. Пользу получает ученик, решения принимают школьные округа или учителя, а финансирование идет от налогоплательщиков. В итоге интересы этих трех сторон часто не совпадают.

Например, округа заключают многомиллионные контракты с крупными издателями, опираясь на регуляторные списки и рекомендации продавцов. Даже если контент оказывается непопулярным у детей, изменить систему сложно. Часто администраторы школ признают, что для собственных детей предпочли бы Khan Academy, но вынуждены использовать материалы от «официальных» поставщиков.

Именно поэтому Khan Academy изначально выбрала стратегию работы «снизу вверх» — напрямую с учениками, а не через школьных администраторов. Такой подход помог сервису завоевать популярность и доверие.

Контент и обучение ИИ

Хан признает, если бы Khan Academy могла получать значимые выплаты за использование своих материалов, это было бы полезно. Но в целом он считает, что обучение ИИ на таких ресурсах приносит обществу больше пользы, чем вреда.

Он сравнивает процесс с традицией художников или писателей работать «в стиле» других авторов. По его словам, модели не копируют напрямую видео или тексты, а создают ассоциации и новые формы контента — так же, как это делали люди веками. Однако правовой вопрос остается открытым и, скорее всего, будет решаться в судах.

Будущее персонализированного обучения

Один из ключевых вопросов — возможность создания полностью персонализированного образовательного контента. Хан допускает, что уже в ближайшие три-пять лет можно будет запросить объяснение сложной темы, например лагранжианов, и «виртуальный Сал Хан» в реальном времени создаст лекцию с примерами, диаграммами и голосовым сопровождением.

Khan Academy готовится к этой реальности, развивая инструменты вроде Khanmigo. Новая версия позволяет учителям совместно с ИИ разрабатывать задания, использовать материалы академии и получать аналитику об успеваемости учеников.

Человеческий фактор и доверие

При этом остается нерешенным вопрос эмоциональной связи. Люди ценят общение с реальными людьми. Если они узнают, что за обучением стоит искусственный интеллект, может возникнуть ощущение предательства. Поэтому полная замена учителей и создателей контента вряд ли возможна.

Скорее всего, будущее — это сочетание: ИИ станет мощным инструментом поддержки, но ведущая роль останется за людьми. В то же время архивы с оригинальными материалами будут сохранять ценность как «первичные источники» — свидетельства того, как люди обучали и создавали до эпохи ИИ.