Следующая фаза соцмедиа — слушай внимательно
Для тех, кто любит скидывать голосовые,создали отдельный котел…то есть, социальную сеть. Догадались, о чем речь? Да-да, мы о Clubhouse.
Приложение уже прозвали «убийцей TikTok» и «элитным гиковским полем», а общение там сравнили с «нетворкингом на стероидах» — еще бы, перекинуться парой фраз в Clubhouse можно с Илоном Маском, Дрейком или Марком Цукербергом.
Звук стал вездесущим: мы управляем светом и музыкой голосом, спрашиваем у Google или Siri, просыпаемся со Spotify и засыпаем под подкасты. Но аудио — это не только подкасты и умные помощники. Ожидается, что инновации в области звука следующего десятилетия будут наравне с теми, что произошли в видео-приложениях. Появится еще больше новых приложений, вслед за сегодняшним героем поста.
Что это
Это нечто среднее между конференц-связью, подкастом и ток-шоу в прямом эфире. Clubhouse был запущен в марте 2020 года и оценивается в $1 млрд. Стадия бета-тестирования со входом только по инвайтам еще не закончена, но у него уже 2 миллиона пользователей. Быстрый рост обусловлен доступом к контактам пользователей — инвайт можно выслать только тому, кто есть в контактах. Каждый новый пользователь получает инвайт по приглашению и получает еще, используя приложение. Пока что Clubhouse работает над приложением для Android и запуском для широкой аудитории.
Это только аудио-соцсеть. В отличие от Facebook, Twitter и TikTok, в Clubhouse не используются текст, изображения или видео. Вместо этого на платформе создают комнаты и «клубы». Clubhouse не зависит от сети знакомых, и больше похож на TikTok, пытаясь понять интересы пользователя. В приложении есть календарь с напоминаниями, в котором видны предстоящие события, например, разговор о психическом здоровье или обсуждение фильма.
Каждая комната разделена на выступающих, слушателей, и модераторов. Лимит комнаты — 5000 пользователей. Пользователи могут присоединиться к полной комнате, если кто-то ее покинет. Трендсеттер Илон Маск создал комнату 1 февраля. Она быстро заполнилась, поэтому люди начали транслировать чат в других комнатах и на YouTube. В приложении нет функции записи, а запись экрана запрещена — видео пишет без звука, а за нарушение правил банят.
Звучит больше как Zoom без видео…
В некотором смысле да, всегда можно сделать Zoom или Google Meet без видео. Но в Clubhouse обсуждения открыты для всех, а не для избранных. Отсутствие необходимости смотреть на экран во время разговора — еще одно отличие от обычных видеозвонков.
Почему Clubhouse популярен
Успех Clubhouse очень похож на успех Pokemon Go. Когда вышла игра Niantic, было лето, и миллионы людей были очарованы идеей охоты в AR. Сегодня, напротив, мы изолированы и заперты в своих домах, а наша общественная жизнь сведена к минимуму. В это время особенно важно слышать голос людей, а не читать сообщения в чате. Помогла и эксклюзивность — люди хотят того, чего у них нет. Приложение также привлекло знаменитостей (см. следующий пункт).
Кто в приложении
Clubhouse привлек известных людей, в том числе Джареда Лето и Дрейка, а также элиту Кремниевой долины — Илона Маска, Марка Цукерберга и Влада Тенева. Среди членов Clubhouse — Опра, гендир Twitter Джек Дорси, ведущая CBS This Morning Гейл Кинг и венчурные капиталисты, такие как Марк Кубан, Марк Андрисен и основатель Reddit Алексис Оганян.
О чем говорят
В Clubhouse обсуждаются самые разные темы, от советов по продвижению своего стартапа, до панелей по музыкальной индустрии и недвижимости. Есть комнаты, посвященные инфлюенс-маркетингу, Dogecoin, монетизации TikTok, а также любви и отношениям. Иногда создают комнаты просто для «хорошего настроения».
Что происходит в казахстанском сегменте
В СНГ, как и в Америке, первыми Clubhouse опробовали сотрудники IT-индустрии. В приложении зарегистрированы Арман Сулейменов, Олжас Сатиев, Марат Шакен. Но кроме финтеховцев и программистов, сюда приходят поболтать о вечном пользователи, далекие от мира стартапов, а лайфстайл-контента становится все больше. Были замечены Ануар Нурпеисов, Айсана Ашим, Zheka Fatbelly, Кыран Талапбек, Алишер Еликбаев, Бейбит Алибеков, Son Pascal и Dequine.
Прогноз
Приложение уже заблокировано в Китае из-за политцензуры. Пока рано говорить о том, станет ли Clubhouse мейнстримом, как TikTok, но он кажется многообещающим. Большее число пользователей создаст еще больше креативного контента, но пока что приятно быть включенным во что-то эксклюзивное. В отличие от крупных соцсетей, которые монетизированы за счет рекламы, монетизация Clubhouse будет схожа с игровым миром, где донаты, платные комнаты или премиум-функции для пользователей являются обычным явлением. Рост Clubhouse, а также таких платформ, как Discord, Patreon, Onlyfans и Substack, означает возврат к качественному контенту, за который люди хотят платить.
С другой стороны, рост может ограничиться из-за нарушения хранения данных. Возможно, у компании есть методы обработки данных, снижающие риски передачи контактов правоохранительным органам. Новым пользователям следует дважды подумать, прежде чем нажимать кнопку «ОК», чтобы предоставить приложению доступ к вашим контактам, независимо от того, насколько срочно Clubhouse подталкивает к этому.
Однако Twitter также тестирует платформу живого аудиочата под названием Spaces, а это означает, что Clubhouse столкнется с конкуренцией. Spaces также будет открыт для «ограниченной группы лиц», прежде чем станет общедоступным. По слухам, Facebook тоже разрабатывает приложение для аудиочата, аналогичное Clubhouse, но проект находится на очень ранней стадии. Facebook никогда не стеснялся клонирования функций конкурентов. И если он не может победить конкурентов, он просто покупает их, как в случае с Instagram и WhatsApp. В ноябре основатель Badoo стал инвестором еще одной аудио-соцсети Stereo. Вопрос лишь в том, что выберут пользователи.