Smart System Technologies — стартап, который оптимизирует железнодорожные перевозки

Делимся интервью с Ануаром Сарсембиновым, основателем Smart System Technologies. Он рассказал о том, как пришел в предпринимательство, и поделился планами по развитию компании.

О компании

Наш основной продукт на данный момент — «Мультикод». Мы делаем AI-продукты для бизнесов. Компании могут обращаться к нам для внедрения компьютерного зрения, AI-аналитики или других AI-технологий.

Как все началось

Я начал создавать стартапы на третьем курсе учебы в Nazarbayev University. Прошел инкубационную программу ABC Incubation, где получил базовую информацию о том, как построить свой бизнес.

Сначала занялся проектом по умному отоплению. Затем с другом делал систему, которая распознает дорожные дефекты, ямы и трещины. Тогда мы основали Smart System Technologies. Наш AI-продукт работал по всему Казахстану. Со временем поняли, что это государственный проект, который не особо масштабируется в другие страны. Поэтому решили сделать что-то масштабнее и полезнее для рынка. На корпоративной акселерации NURIS узнали о проблеме с планированием грузовых перевозок.

Мой партнер — PhD в сфере искусственного интеллекта. Он уже изучал проблемы умной логистики, поэтому решили делать проект в этой сфере. Установили партнерство с парком на 3000 вагонов и начали делать продукт.

О проекте

В мире тысячи компаний, которые владеют и управляют вагонами. Им нужно курировать движение, планировать все так, чтобы вагоны не ходили пустыми. Это первая проблема, которую мы решаем. Также делаем прозрачную аналитику для компаний и помогаем правильно создавать отчеты.

Раньше моментами, связанными с выгрузкой вагона, занимался человек. Диспетчер решал, куда его отправить после поездки. Правильное решение требует знания сотен разных переменных. Это тяжело для людей, поэтому мы создали алгоритм, который учитывает все критерии.

Наша технология снижает показатель передвижения поезда без груза в среднем на 10%. Это позволяет экономить десятки тысяч долларов и сокращает количество вредных выбросов.

Со временем ситуация на рынке изменилась: дефицит запчастей привел к тому, что компании получают больше за отправку грузов. Необходимость оптимизации снизилась, и мы поняли, что с планированием проблем стало меньше. Тогда же обнаружили другую сложность: в закрытии перевозок, когда нужно рассчитать оплату за аренду вагонов. Компании теряют деньги из-за человеческих ошибок. Создали алгоритм, который считает все автоматически. Клиенты платят нам по 2,5-5$ за вагон в месяц, экономя при этом 20$ и больше на каждом вагоне.

Целевая аудитория

Наша целевая аудитория — операторы и собственники вагонных парков. Мы делаем софт, который оптимизирует их работу и помогает зарабатывать больше.

В нашей системе 71 000 вагонов — это больше, чем половина казахстанского рынка.

Программы акселерации

Программы инкубаций и акселераций необходимы, чтобы учить людей, как строить бизнес. ABC Incubation помогла мне понять, как создать свой стартап и тестировать гипотезы.

Участвовал в акселерационной программе в Skolkovo. Она помогла понять, как масштабировать существующий бизнес.

Проходил Международную акселерацию Seedstars. Там учили, как привлекать инвестиции, и объяснили, что такое венчур.

Трудности

Предпринимателю необходимо жертвовать определенным комфортом сейчас, чтобы в будущем получить гораздо больше. Уйдя в найм, можно получать стабильную зарплату даже и при не самой эффективной работе. Бизнес — игра на выживание. Если здесь вы ничего не сделаете, то и деньги не получите.

Когда не было средств, приходилось работать на одном энтузиазме. Иногда оставался без денег или брал в долг, чтобы платить сотрудникам. Таков путь предпринимателя.

Я никогда не работал в корпорациях. Поэтому не разбирался в B2B-продажах. И не знал, что подписание договора может длиться полгода.

Были проблемы и в техническом плане. Не сразу получалось делать нужный и готовый к использованию продукт с технической точки зрения. Мне помогает хорошее знание проектного менеджмента и Agile-методологии.

Достижения

За год выросли в 30 раз, с 3000 до 71 000 вагонов. Увеличили команду в два раза.

Планы

Планируем расти и выходить на международные рынки. Хотим зарабатывать много денег и инвестировать их в новые проекты. Ближайшие планы — закрыть текущие обязательства c новыми клиентами.