Team Lead: особенности, специфика и сложности  

Как быть Team Lead-ом в Казахстане

Мы познакомились с Константином Строевым — team lead’ом мобильной разработки в Krisha.kz. Константин рассказал о своем пути в IT-индустрии, сложностях специальности и поделился рекомендациями для начинающих специалистов. 

Константин Строев, 27 лет, город — Алматы, team lead мобильной разработки в Krisha.kz

О себе

Все началось с того, что семь лет назад я стал iOS-разработчиком. Я был у истоков мобильной разработки, когда нас было всего несколько человек, а сейчас в нашей команде около 40 человек. Продуктовая команда мобильной разработки состоит из 12-13 человек, включая мобильных разработчиков двух платформ: IOS и Android и четырех QA-специалистов.

О пути в IT-индустрии

Мой путь начался еще в школе. Преподаватель по информатике смог зажечь рвение к HTML и элементарному верстанию web-страниц. Это была первая попытка работать с интерфейсами. Программа образования была построена так, что из-за изучения только базовой информации не была понятна суть действия разработки. А когда начинаешь что-то верстать, что-то делать, то после того, как увидишь результат — появляется первичное удовлетворение, из-за чего и выработался интерес. Дальше это все начало усложняться, изучение становилось глубже и появились первые коммерческие проекты. Мы с другом пробовали писать landing page для разных специалистов. Получали копейки, но нам было интересно. Мы развивались внутри этой индустрии, еще и получали деньги на «мороженое». 

Дальше мы поняли, что это индустрия в рамках которой можно себя показать. У нас стали появляться более масштабные коммерческие проекты, и параллельно я пробовал заниматься академической деятельностью. 

О специальности

Я учился в KBTU по специальности «Информационные системы». Разработка  — это прямое применение моей специальности. 

Frontend — это не только про мобильные сайты, но и про «клиентов»: интерпретации в виде Android- и iOS-приложений. где ты что-то можешь сделать, и это здесь же откликается в виде какой-то пользы. Если углубиться внутрь мобильной разработки, то можно попрактиковаться в архитектурах, алгоритмических задачах, техниках рефакторинга, шаблонах проектирования. Это полноценный стек прямых и прикладных IT-навыков, которые воплощают все мои предпочтения.

Основные задачи

Team Lead — это руководитель команды, который должен направлять ее в правильное русло для того, чтобы получилось ожидаемое качество в ожидаемые сроки. Если рассуждать именно в продуктовой разработке, то в задачи входит направлять ребят разрабатывать, подсказать, как сделать что-то эффективнее, и периодически «не мешать». Часто члены команды сами знают, как надо разрабатывать — важно просто поспособствовать эффективной коммуникации между ними. 

Team Lead — это человек, который смазывает и подкручивает какие-то гаечки внутри большого конвейера разработки, и способствует тому, чтобы с каждым разом это происходило качественнее, возникало меньшее количество проблем, и чтобы у всех было соответствующее эмоциональное состояние. 

Про обучение

В Казахстане есть несколько вузов, где готовят хороших IT-специалистов:

— IITU

— SDU

— NU

— а также мой альма-матер — KBTU. С точки зрения качества образования — это очень котирующейся университет. На момент моего обучения нас на потоке было меньше 100 человек. Смотря на то, какое качественное дали нам образование, сколько практики было передано — я бы его рекомендовал. 

Другой вопрос в том, что я окончил университет достаточно давно, а природа показывает, что все всегда меняется, и сейчас я не знаю, что из себя представляет университет, потому что у меня нет с ним крепкой коммуникации. 

Рекомендации для начинающих специалистов 

Когда мы формируем вакансию для начинающих ребят, мы запрашиваем базовый опыт взаимодействия с работой на платформах и средой разработки. Если рассмотреть именно iOS-направление, то это как правило XCode, то есть IDE, с которым в первую очередь работает iOS-разработчик. Также мы требуем наличие каких-либо собственных наработок: это могут быть коммерческие проекты или собственные. Это важно для того, чтобы претендент понимал, какие сложности могут возникнуть в работе, и какие есть пути их решения. 

Мы смотрим на любознательность, то есть для нас важно, чтобы человек интересовался этим. Люди, которые интересуются — смотрят вглубь, а мы ценим ребят, которых достаточно направлять в нужное направление и впоследствие через менторство получать результат. 

Но то, что надо помнить всем — важно учиться.

На рынке много хороших стажировок, курсов, инкубаторов. В нашей компании несколько раз в год запускают образовательные программы по востребованным IT-профессиям:

а) Kolesa Academy — оплачиваемая стажировка с дальнейшим трудоустройством
б) Kolesa Upgrade — бесплатные онлайн-курсы для всех желающих.

Рекомендую инкубаторы, потому что сам в студенческое время проходил один из них. В течение трех месяцев этот инкубатор помог мне и команде создать полноценное приложение. Впоследствии этот опыт помог мне устроиться на работу в Kolesa Group

А уже работая в Kolesa Group, я прошел Upgrade для Product Manager-ов, что помогло мне понять, как работает соседняя индустрия Product‘ов. Это позволило мне понять, как строятся гипотезы, и то, что у них тоже есть свои проблемы, ожидания и видение. С тех пор стало легче договариваться, искать точки соприкосновения и находить компромиссы.  

О приеме на работу

Для того, чтобы вас взяли в IT-компанию почти в равной степени важны hard- и soft-skills. При этом soft-часть даже чуть важнее. Технический навык нарабатывается: можно изучить любую технологию, погрузиться в индустрию. Но soft-навыки наработать значительно сложнее: ответственность, умение соблюдать дедлайны, осознанность — все это воспитывается дольше.

У каждой компании есть свои корпоративные особенности: у кого-то стартап-культура, которая предполагает реализацию фич за короткое количество времени с наименьшими затратами. Есть культура продуктовой разработки, в которой я сейчас нахожусь, где важно и решать проблемы пользователя, и соответствовать бизнес-критериям. Кто-то смотрит больше на эффективность, кто-то на честность и ответственность и важно, чтобы навыки кандидата соответствовали ожиданиям и ценностям. 

Если ребята соответствуют технических ожиданиям под конкретную должность или проект, еще и соответствуют ценностям компании, микрокультуре конкретного проекта или продукта, то у них все будет замечательно.

О сложностях

Разработка и сложна, и интересна тем, что она динамичная. Главное в разработке — это не останавливаться, ведь как правило тот, кто соответствует международным трендам и модным эффективным практикам никогда не проиграет. 

Рынок ведет себя по-разному, и если ты застрял в какой-то технологии, то это не значит, что ты останешься на обочине, но понимать, что происходит в индустрии очень важно. 

Также важно быть любознательным. Любознательность — это не только про то, чтобы просто знать про интересные вещи, но и про то, чтобы знать, как эти вещи работают. 

Есть такое понятие «сплошной человеческий фактор». Люди, как правило, не идеальны: у них есть чувства, свое понимание и видение. Но если правильно выстроить коммуникацию, настроить взаимодействие внутри команды и построить тот самый организм — тогда все получится.