TrustMe — стартап, который помогает людям находить надежных партнеров и клиентов

Мы познакомились с Чингизом Даулетбаевым, основателем и CEO стартапа TrustMe. Он рассказал о том, как пришла идея создания стартапа и как привлекались первые инвестиции, а также поделился планами на масштабирование и развитие на следующий год.

Чингиз Даулетбаев, 35 лет, город — Астана, CEO TrustMe, @qazaqeli

Об основании стартапа

Раньше я занимался предпринимательской деятельностью. Работал на государственной службе и в международных компаниях. До основания стартапа развивал успешный бизнес в сфере маркетинга и продакшна. Изготовление телепередач составляло 70% нашей деятельности. Работая в медиа-сфере, я столкнулся с проблемой недобросовестных компаний и поставщиков. Так пришла идея создания стартапа TrustMe, который помогал бы людям находить надежных партнеров и клиентов.

В 2021 году мы прошли Bootcamp от Sber500. Во время прохождения решили, что приостановим все нынешние бизнесы и будем работать только над TrustMe.

В начале разработки проект назывался «Платформа отзывов и рекомендаций TrustMe». Отсюда мы пришли к строительству целой технологической экосистемы с большим количеством функций. Запускали продукты для ресторанов под названиями TrustBusiness и TrustPlaces, где можно было создавать QR-меню и предварительные заказы. Они пользовались спросом, но не приносили больших денег. Мы поняли, что масштабироваться с ними по миру будет тяжело. В тот момент TrustContract начал привлекать многих клиентов. Поэтому мы работали над ним.

TrustContract — это сервис онлайн-заключения договоров через SMS-подпись и создания smart-контрактов.

О команде

В предыдущей компании у нас было три отдела:

— продакшн, куда входили операторы, дизайнеры, мобилографы, аниматоры

— маркетинг

— команда разработчиков.

Решив сконцентрироваться на TrustMe, мы перевели ребят в новый стартап. Поэтому у нас не было проблем с кадрами.

Целевая аудитория

Наша целевая аудитория — это бизнес. Все, кто заключает договора. Ниша большая, поэтому мы представляем интерес для инвесторов. Чтобы стать единорогом, нужно всего 85 400 ежемесячно платящих клиентов. Это то количество компаний, которое мы можем закрыть только в Казахстане, не выходя за пределы страны.

Акселераторы

Мы проходили Bootcamp от Sber500 совместно с Global500. Благодаря этой программе поняли, что такое метрики, узнали, как привлекать инвестиции, и на что нужно обращать внимание. Именно здесь мы поняли, что для развития стартапа необходима полная отдача, не получится параллельно заниматься другими бизнесами.

Также участвовали в пре-акселерации и акселерации от Astana Hub. Это дало понимание, что нужно масштабироваться и на какие рынки выходить.

Благодаря участию в акселерациях Silkway Accelerator от Astana Hub и Google for Startups мы оцифровали бизнес. Завели все ключевые метрики, которые ежедневно отслеживаем.

В каждой акселерации нас выделяли, называли лучшими, что дает уверенность в себе и помогает трудиться дальше.

Трудности

В стартапах много нюансов, поэтому делать их намного тяжелее, чем создавать традиционный бизнес.

В стартап-индустрии необходимо привлекать инвесторов, быстро расти, нельзя подводить клиентов. Если в старом бизнесе у меня было 15 клиентов год, то теперь их 400 000. Важно их анализировать: узнавать, чего они хотят, какие есть запросы.

Сложностей было много: постоянная нехватка денег, груз ответственности перед сотрудниками, инвесторами и клиентами. В работе над стартапом мне помог профессиональный опыт: около 15 лет я работал на руководящих позициях, учился менеджменту в КБТУ и в Англии.

Тяжело находить кадры, особенно технические. Нам нужно увеличивать команду, поэтому тратим много денег на этот процесс.

Достижения

У нас несколько достижений:

  1. Мы перешли с MVP до стадии Scale.
  2. Создали сильную и заряженную команду, которая привержена общим ценностям и целям.
  3. Удержали клиентов. У нас высокий NPS. Пользователи довольны, часто присылают положительные отзывы.
  4. Научились эффективно находить финансирование. В октябре 2021 года мы привлекли первые инвестиции — 100 000$. После этого в мае и декабре 2022 года мы снова привлекли по 100 000$. Также я сам вкладывал 200 000$ на развитие стартапа. В последний раз мы открыли раунд на 500 000$, из которого уже закрыли одну третью суммы.
  5. На TrustMe большой спрос на зарубежных рынках.

Планы на будущее

Наша основная задача — осваивать новые рынки. Также хотим привлекать новые инвестиции.

Планируем разрабатывать новые продукты, которые будут сопутствовать TrustMe, создавать технологическую экосистему. 

До конца 2024 года планируем придти к оценке стартапа в 100 000 000$.