Время трансформации: почему Edtech-компаниям пора менять подход
В статье наш автор, Таалай Джумабаев, объясняет, почему EdTech-компаниям пора пересмотреть свои стратегии.
Таалай Джумабаев, город — Остин, основатель GrowthHungry, Instagram, Telegram
2024 год стал переломным для индустрии EdTech: объем венчурных инвестиций в образовательные технологии сократился до $2,4 миллиарда — это минимальный показатель с 2015 года. Пандемический бум, который когда-то подтолкнул онлайн-образование к стремительному росту, уступил место эпохе рациональности. Компании, еще недавно ориентированные на масштабирование любой ценой, теперь вынуждены пересматривать стратегии и искать новые пути монетизации.
Особенно ярко этот тренд проявляется в Центральной Азии, где рынок, в отличие от глобального спада, демонстрирует осторожный, но стабильный рост, хотя и сталкивается со схожими сложностями, что и остальной мир. Пользователи все чаще жалуются на низкое качество контента и несоответствие ожиданиям. Чтобы оставаться актуальными, EdTech-проектам в Центральной Азии уже недостаточно просто копировать западные или российские модели — нужны новые подходы, ориентированные на локальные особенности.
Проблема доверия и перенасыщенности рынка
Стремительное развитие EdTech в странах Центральной Азии поддерживается инициативами со стороны государства. В Казахстане МЦРИАП РК внедрил программу, дающую возможность получить бесплатное IT-образование гражданами страны от 18 до 45 лет. В проекте оказались задействованы 91 школы, которые получили гранты от государства. Согласно плану, около 100 000 человек новых специалистов должны серьезно пополнить ряды рабочей силы и решить проблему нехватки квалифицированных кадров.
Похожие инициативы, направленные на цифровизацию образования и повышение квалификации, набирают обороты в Узбекистане, который пошел по пути массового охвата, запустив проект «Один миллион узбекских программистов». Эта инициатива предоставляет бесплатный доступ к онлайн-курсам по разным IT-направлениям — от анализа данных до разработки ПО. Цель — не столько подготовка узких специалистов, сколько повышение общего уровня цифровой грамотности и выявление талантов по всей стране. На 2024 год обучение прошли более 1,2 миллиона молодых людей.
В Кыргызстане развитие IT-образования тесно связано с экосистемой Парка высоких технологий, который выступает не только как особая экономическая зона, но и как катализатор образовательных инициатив. Основная цель — создание благоприятных условий для IT-компаний и привлечения инвестиций в сектор высоких технологий.
Однако этот мощный государственный импульс и возникший на его фоне ажиотажный спрос на IT-профессии имели и непредвиденные последствия. Рынок оказался не готов к такому быстрому масштабированию с сохранением качества и рынок наводнили курсы от сомнительных экспертов. Люди платят за обучение, но вместо знаний получают поверхностную информацию, которую можно бесплатно найти в интернете. Особенно пострадала сфера IT-образования — тысячи выпускников с сертификатами оказываются не готовы к реальной работе.
Соблазнительные обещания «стать успешным программистом за три месяца» в рамках курсов оказываются нереализуемыми, поскольку в реальности работодатели уже не доверяют «дипломированным» за несколько месяцев специалистам. К тому же теоретической базы недостаточно для того, чтобы стать ценным кадром для компаний.
Расхождение в громких обещаниях многих онлайн-школ и реальностью, а также желание как можно быстрее масштабировать свой бизнес и привлечь как можно больше учеников, приводит к некачественному результату и росту недоверия к инфобизнесу в целом. Это отмечают CEO и основатель Courstore Рауан Сыздыков, а также эксперт по внедрению LMS Moodle Данияр Нугуманов.
Несоответствие специалистов требованиям рынка
Проблема усугубляется тем, что многие курсы дают поверхностные знания, не соответствующие реальным требованиям компаний. В результате новоиспеченные «специалисты» сталкиваются с жесткой реальностью: их навыков недостаточно даже для junior-позиций, а работодатели устали от потока неподготовленных кандидатов.
Работодатели региона констатируют серьезный разрыв между подготовкой выпускников и требованиями рынка. Многие компании в Казахстане нуждаются в специалистах уровня middle/senior, которые могут автономно выполнять сложные задачи и не требуют того же уровня контроля, что и новички.
При этом зарплатные требования специалистов всех уровней растут. Они ожидают ежегодный прирост дохода в 30-40%. По данным HeadHunter Казахстан, за первый квартал 2024 года в сравнении с аналогичным периодом год назад средняя зарплата в IT увеличилась на 27%, с 247 800 до 313 000 тенге. Однако 23% компаний отказывают кандидатам именно из-за завышенных финансовых аппетитов, не подкрепленных реальной квалификацией. Схожие тенденции, хоть и с поправкой на масштаб экономики, наблюдаются и в других странах региона.
Перспективы внедрения ИИ в Edtech
Как EdTech-компаниям выйти из этого пике и вернуть доверие рынка? Ответ лежит в умной интеграции технологий, и прежде всего — искусственного интеллекта. ИИ — это не волшебная палочка, но он может стать катализатором качественных изменений:
1. Оперативная разработка учебных материалов
Современные платформы используют ИИ для:
— автоматического создания тестовых заданий по пройденным темам
— генерации адаптированных конспектов лекций
— перевода контента на национальные языки с сохранением терминологической точности.
Например, некоторые курсы теперь могут предлагать варианты объяснений одной и той же концепции на разных уровнях сложности в зависимости от подготовки студента.
2. Адаптивные программы обучения
Интеллектуальные системы позволяют:
— корректировать последовательность изучения тем на основе успеваемости
— предлагать дополнительные упражнения для проблемных разделов
— изменять формат подачи материала согласно предпочтениям обучающегося.
3. Автоматизированная проверка работ
ИИ-инструменты способны:
— проверять типовые задания по программированию и математике
— анализировать текстовые ответы на соответствие ключевым пунктам
— выделять участки кода или письменные работы, требующие внимания преподавателя.
4. Интеллектуальная поддержка студентов
Чат-боты на базе ИИ:
— отвечают на часто задаваемые вопросы по программе
— напоминают о сроках сдачи заданий
— предлагают дополнительные материалы по запросу.
Эти решения особенно востребованы в регионе, где:
- Существует потребность в образовании на национальных языках.
- Отмечается неравномерное распределение педагогических кадров.
- Важна экономия времени как преподавателей, так и студентов.
Почему бизнесам это нужно
В отчете PWC Казахстан владельцы бизнесов поделились своим опытом внедрения генеративного искусственного интеллекта в работу.
Многие респонденты отметили, что использование ИИ позволило экономить время, делегировать рутинные задачи нейросетям, давая возможность людям фокусироваться на более интеллектуальном труде.
При этом высказываются надежды на то, что искусственный интеллект не станет заменой людской рабочей силе. Если говорить о сфере образования, исследование университета в Индонезии показало высокую поддержку ИИ в качестве помощника, но 57% респондентов категорически отвергли перспективу полной замены реальных преподавателей на искусственных.
Важно понимать: ИИ не заменит преподавателя. Последние исследования подтверждают: люди видят в ИИ мощного ассистента, но категорически против полной замены живых учителей. Роль педагога трансформируется — от лектора к наставнику, фасилитатору, эксперту, который помогает применять знания на практике.
То есть нейросети прекрасно подходят для повышения вовлеченности, персонализации и оптимизации учебных процессов и траекторий в EdTech, но он не исключает глубокое вовлечение реальных педагогов.
Центральная Азия остается перспективным рынком для EdTech, но требует глубокого понимания специфики: языковые особенности, преобладание мобильного интернета, разные платежные привычки, влияние госрегулирования.
Просто копировать чужие модели или гнаться за количеством студентов — путь в никуда. Будущее за теми EdTech-компаниями, которые:
— сделают ставку на качество и реальные результаты выпускников, подтвержденные рынком
— будут активно внедрять ИИ для персонализации, повышения эффективности и создания уникального образовательного опыта
— глубоко поймут и учтут локальный контекст — культурный, языковой, экономический
— выстроят честные и прозрачные отношения со студентами и работодателями.
Время трансформации настало. EdTech в Центральной Азии должен повзрослеть, стать умнее и ответственнее. Те, кто примет этот вызов и сможет предоставить качественный, адаптированный и доступный контент, получит лояльную аудиторию и устойчивый рост и возглавит новую волну качественного и востребованного образования в регионе.