Yandex Qazaqstan представил двуязычную Алису в умных колонках — она говорит по-казахски и по-русски

На фестивале Yandex Qazaqstan Day представили Алису в умных колонках, которая может общаться по-казахски. Она освоила второй язык, помимо русского, и теперь сама переключается с одного на другой во время беседы. Это первая в мире двуязычная Алиса в умных устройствах.

Двуязычная Алиса доступна как в новых, так и в ранее купленных колонках Яндекса. Эту функцию можно включить в Станции Миди, Макс с Zigbee, Станции 2, Мини с часами, Мини, Лайт и Макс. Для этого достаточно зайти в приложение «Дом с Алисой», выбрать колонку, затем — «Язык ассистента» в настройках, а потом — «Қазакша + Русский».

До сих пор Алиса владела казахским только в мобильных приложениях Яндекс и Яндекс Браузер — например, могла рассказать прогноз погоды, интересный факт или шутку. Раньше ассистент отвечал на том языке, который пользователь выбрал в настройках. Теперь в приложениях Алиса сама переключается между двумя языками — для этого достаточно один раз выбрать в настройках казахский. Виртуальный ассистент также научился понимать еще больше команд на этом языке — как в колонках, так и в приложениях. К примеру, Алиса может поставить музыку, настроить таймер и будильник, управлять умным домом.

Каждый день через приложения Яндекса люди по-казахски задают Алисе до 200 000 вопросов. В Казахстане ежедневно пользователи около 1 миллион раз обращаются к ассистенту в колонках с просьбой поставить музыку, 800 000 раз — поболтать, 150 000 — рассказать про погоду. Yandex Qazaqstan добавил казахский в умные устройства, чтобы у людей было еще больше возможностей для общения с Алисой на этом языке.

Чтобы Алиса понимала и говорила по-казахски, компания обучила её на большом объеме данных, в том числе на тысячах вручную переведённых диалогов и сотнях часов аудиозаписей. Yandex Qazaqstan также использовал около 1000 часов фрагментов речи, записанных носителями языка. Лингвисты поучаствовали в разработке сценариев общения для Алисы, чтобы она могла поддержать живой диалог. Например, специалисты подобрали подходящие формулировки для разных ситуаций.

Даниил Шулейко, Global CEO Яндекс

Мне хочется выделять все, что связано с казахским языком. Мы много делаем в этом направлении за последний год. Например, на сегодняшний день, каждый седьмой запрос в Яндекс Поиск уже идет на казахском языке. «Нейро поиск» — новый продукт, который сразу дает ответ, используя информацию из всего интернета.

Yandex Qazaqstan — технологическая компания, которая создает продукты и сервисы на основе машинного обучения и нейросетей. Компания занимается разработкой и внедрением инновационных технологий, направленных на улучшение жизни пользователей и развитие цифровой среды в Казахстане. В стране уже работают поисковые, городские, облачные и развлекательные сервисы, также компания развивает образовательные и социальные проекты.