Appkel — сервис бесплатной доставки продуктов и товаров за 15 минут

Узнайте, как стартапер из Кыргызстана создал сервис бесплатной доставки продуктов и товаров, который уже привлек внимание на международных конкурсах.

Медер Сталбек, город —Бишкек, Founder и CEO Appkel, @mederzkiy

Как все началось

Идея зародилась в 2020 году во время пандемии. Во время локдауна я стал изучать IT-стартапы, которые взлетели в последние пять лет в России и Европе. Тогда решил заняться доставкой наборов продуктов с рецептами — это пять пакетов с ингредиентами для пяти разных блюд с подробной инструкцией приготовления. Это было решением вечной проблемы домохозяек «Что сегодня приготовить?» и «пищевых отходов». Ведь по статистике, около 30% купленных продуктов в итоге оказывается в мусорном баке, потому что срок годности проходит или портится.

Мы заморозили этот проект, так как в Кыргызстане начался кризис. Цены на продукты быстро менялись, расчеты, сделанные в понедельник на один набор, могли измениться уже к пятнице.

Через полгода я узнал, что аналогичный стартап запускает один из ресторанов в Бишкеке. Спустя год меня пригласили туда руководителем этого проекта. Во время его подготовки к запуску я проводил много CustDev-ов и понял другую боль потребителей, еще более востребованную.

Так я ушел из того проекта, чтобы запустить свой стартап и протестировать гипотезу: доставка продуктов по подписке — пользователь выбирает определенные продукты и ставит расписание, когда они ему нужны. Например, свежая горячая лепешка, три куриных яиц и один литр молока каждый день в 08:00 утра. Мы должны были собирать такие заявки в одном районе и передавать в ближайший магазин. Магазин понимал бы, сколько продаж будет у него с утра, в обед или вечером. Но на этапе продаж получился опять провал, люди не могли понять систему подписки. Хотя я несколько раз сделал доставку в госрезиденцию небольших партий куриных яиц.

Я начал снова проводить CustDev-ы пришел к ответу: «Быстрая доставка в течение 15-20 минут, и желательно, чтобы это было недорого». Так я и пришел к стартапу Appkel — сервис бесплатной доставки продуктов и товаров повседневного пользования за 15 минут. Теперь надо было просчитать юнит-экономику, чтобы сервис приносил прибыль при таких условиях, и без больших вложений в аренду дарксторов и закуп товаров.

В итоге с помощью многих тестов и расчетов я пришел к модели Uber. Пользователь оформляет заказ на доставку продуктов, все продавцы в радиусе 1 км получают уведомление об этом. Кто первым подтвердит заказ, тот и забирает его. Монетизация основана на комиссиях — 3% с продавцов и подписках пользователей — 1$ в неделю. Но основная прибыль — это продажа таргетированной рекламы на основе данных пользователей: пола, возраста, состава семьи, интересов и местоположении.

Запуск стартапа

Я запустил MVP с помощью WhatsApp, лендинга в Tilda и обычного черно-белого принтера. Договорился с продавцом магазина в ближайшем многоэтажном районе, что буду продавать их товары онлайн. Мы договорились о размере комиссии за проданные продукты. Я раздал в каждую квартиру этого района письмо о том, что в этом районе теперь работает сервис бесплатной доставки продуктов за 15 минут и указал адрес сайта и номер WhatsApp. На сайте был каталог товаров и реальные актуальные цены магазина. Но 90% заявок приходили напрямую в WhatsApp. Продажи росли быстро, но возникли проблемы с магазином. Они могли открыться поздно или закрыться рано, некоторых продуктов и товаров могло не остаться в наличии. Тогда я понял, что нельзя работать только с одним магазином на районе. В целом гипотеза прошла валидацию, можно было начинать разрабатывать приложение и масштабировать.

Команду разработчиков я собрал с помощью одного хорошего project-менеджера. Мы разработали приложение для пользователей и отдельную для продавцов и курьеров. Но на сегодняшний день еще не запустили. Ищем инвестиции.

Целевая аудитория

Основные целевые аудитории выявлены как раз во время проверки MVP. Мы сегментировали их на три категории:

— женщины 25-45 лет, домохозяйки с детьми. Кому трудно выходить из дома и заказывают продукты с большим чеком

— мужчины и женщины 30-45 лет, которые на работе заказывают домой продукты для детей и родителей

— молодые парни и девушки 16-25 лет, прогрессивные пользователи, которые хотят показать родителям, что можно теперь их не отправлять в магазин. В основном для заказывают снеки и напитки.

Программы инкубаций

Мы прошли две акселерационные программы: Accelerate Prosperity и «Санарип Инсан». Участвовали в хакатонах и разных конкурсах стартапов.
В ноябре 2023 года заняли второе место в Glovo Startup competition, получили 300 000 сом и поездку на две недели в Испанию для прохождения двухнедельной программы в головном штабе Glovo. Поездка в Барселону состоялась в сентябре 2024 года.

По приезду оттуда в октябре поучаствовал в конкурсе стартапов от Парка Высоких технологий КР и выиграл участие в программе Dive into Silicon Valley, которая проходила в ноябре этого года в Сан-Франциско, США.

Трудности

Каждый день приходится преодолевать разные сложности — такова судьба стартапа. Необходимо много общаться с пользователями и при необходимости делать пивоты, калибровать расчеты юнит-экономики.

Самое сложная задача — это вопрос финансирования. Мне до сих пор трудно найти инвестиции в Кыргызстане для запуска.

Достижения

Победы в двух конкурсах и поездки в Барселону и Сан-Франциско. Наш стартап попал в топ-8 стартапов 2023 года по версии The Tech media.

На данный момент мы разработали приложение и готовы к запуску. Среди преимуществ Appkel — это бесплатная доставка в два-три раза быстрее конкурентов, низкие комиссии для продавцов, удобное оформление заказа в приложении через текст или голос, рассылка уведомлений продавцами об акционных товарах и рецепты блюд с заказом ингредиентов в один клик.

Планы

В 2025 году мы планируем запустить Appkel и собрать 5000 постоянных пользователей. Это не так много для города-миллионника. Однако такое количество даст нам достаточное понимание для автоматизации всех процессов, которые мы сможем масштабировать в другие города и страны.