«Наша цель — к 2030 году оказывать положительное влияние на жизнь одного миллиарда человек», — Арай Бекембаев о целях компании inDrive 

В преддверии Нового года country-менеджер inDrive в Казахстане, Арай Бекембаев, рассказал о влиянии глобальных трендов на стратегию компании, ее цели и о том, как команда планирует достичь этой задачи.

Арай Бекембаев, город — Астана, country -менеджер inDrive в Казахстане

О компании inDrive в Казахстане сегодня

inDrive — платформа транспортных и городских услуг работает в Казахстане уже 10 лет. Мы развиваем сервис городских и междугородних поездок, грузовых перевозок, доставку товаров для простых людей и для компаний. Любопытно, что в сфере доставки мы стали активно развиваются во время пандемии COVID-19, когда наши курьеры доставляли лекарства между городами. Это решение спасало жизни казахстанцев, и мы гордимся, что в это непростое время приносили людям такую пользу. На сегодняшний день направление курьерской доставки — важная часть нашего бизнеса. На данный момент Казахстан для нас приоритетный рынок. В стране наш главный операционный хаб, в котором работает около 1000 сотрудников. И наш СЕО — Арсен Томский в этом году получил гражданство Казахстана. 

О новых вызовах

Одним из ключевых вызовов для IT-компаний считается умение адаптироваться к текущим изменениям. Машинное обучение набирает обороты, и компаниям необходимо быстро изучать и адаптировать свои процессы, используя доступные инструменты. Искусственный интеллект — это как возможность, так и вызов: он может стать глобальным решением множества проблем, но также представляет собой одну из самых крупных нерешаемых проблем человечества. Поэтому важно быть осторожными, так как за каждой возможностью скрывается огромная ответственность.

Другим серьезным вызовом для глобальных компаний может стать геополитическая обстановка. Конфликты, санкции и другие политические риски могут оказать существенное влияние на бизнес, если у него нет географической распределенности. Мы стараемся изучать опыт международных компаний и делать свои выводы.

О роли новых технологий

В inDrive мы активно изучаем возможности, которые открывает использование ML, AI и так далее. Наша уникальная бизнес модель состоит в том, что мы не назначаем цену за услугу и не заставляем водителя или курьера принимать заказ. Мы предоставляем свободную площадку для диалога между заказчиком и исполнителем. Влияние AI на ценообразование уместно только в части рекомендаций тарифа, но выбор остается за пользователями. 

Мы улучшаем качество рекомендованных цен с учетом исторических данных, но невозможно учесть все кейсы ценообразования, например, погодные условия. Инструменты, которые мы внедряем, все лучше анализируют имеющиеся данные, и в будущем мы сможем еще лучше обрабатывать большие объемы информации. 

Мы сотрудничаем с картографическим сервисом 2GIS, и видим, как их предложение адресов становится все качественнее. Для нас это тоже открывает новые возможности. Используя исторические данные конкретных пользователей, мы можем автоматически предлагать им желаемые адреса, и делать это все точнее и точнее. 

Также мы применяем искусственный интеллект, в том числе computer vision, для обработки данных, чтобы выявлять мошенничество, например, при попытке регистрации под чужим именем или с поддельными документами. Или при контроле за брендированными наклейками, за которые мы платим водителям бонусы. Такие проверки, как фотоконтроль, помогают нашим дата-аналитикам, модераторам и команде верификации пользователей предоставлять более качественные услуги.

О сотрудниках будущего

Мы автоматизируем рутинные операции, чтобы высвободить ресурсы сотрудников для приоритетных задач. Я сомневаюсь, что в течение 5-10 лет удастся полностью заменить человека, потому что когнитивное мышление и человеческие качества пока не могут быть заменены роботами. В ситуациях, когда нужно связаться с клиентом, выслушать его и задействовать дополнительные службы, роль человека незаменима. Я уверен, что в ближайшее время востребованной останется именно человеческая компетенция, способность оценить ситуацию и принять решение.

О влиянии глобальных трендов на стратегию компании

Экономика — сложная тема. Мы присутствуем в 46 странах, и в каждой своя ситуация. Например, если в стране девальвация, то мы можем зарабатывать меньше в перспективе. Но это не означает, что страна становится неинтересной для нас. Если динамика бизнеса положительная, и мы можем покрывать свои расходы, а также реинвестировать в социальные проекты, что считаются приоритетом для нашей стратегии и миссии, то страна остается важной для нас.

У нас есть отдельный дивизион под названием inVision, который включает в себя социальные проекты в области спорта, образования, культуры и борьбы с гендерным неравенством. Через эти проекты мы возвращаем часть своей выручки обратно обществу. В этом состоит миссия нашей компании — бороться с несправедливостью.

Мы активно следим за трендами и регулярно обновляем нашу стратегию с учетом новых вызовов, таких как искусственный интеллект. В области инноваций мы стремимся автоматизировать рутинные операции. Например, наши сотрудники могут подать заявку на отпуск или больничный через специальную систему, и после согласования с руководителем она автоматически поступает в HR для дальнейшего процесса. Минимум бюрократии. Также мы используем автоматизацию для оценки эффективности сотрудников и выполнения других операций. Таких процессов много, но их разработка и внедрение создают комфортные рабочие условия.

Мы внедряем инновационные инструменты во всех сферах: HR, финансы, закупки, PR. Например, в закупках мы используем инструменты, которые обеспечивают прозрачность и беспристрастность, а в PR — решения для мониторинга социальных сетей и анализа настроений пользователей. 

Инновации — это неотъемлемая часть нашей бизнес-стратегии, и мы постоянно адаптируемся к новым вызовам и трендам. Не все решения оказываются успешными. Иногда мы пробуем новые инструменты, и если это не оправдывает ожидания, то возвращаемся к старым методам, или ищем альтернативу. 

Каким должен быть лидер будущего

Лидер будущего — это человек, который ни в чем не уверен на 100%. Он всегда задает вопросы и сомневается. Такой лидер открыт к изменениям, а не гнет упорно свою линию. Сомневаться — это нормально, это открывает путь для роста.

Лидер будущего видит изменения вокруг и может выявлять в них что-то качественное и количественное, и применить это в своей работе. Но важно делать это эффективно, не затрачивая лишних усилий, ведь мир постоянно меняется, появляются новые тренды и запросы, за которыми нужно следить и думать на несколько шагов вперед. 

Лидер должен планировать не только завтра, но и думать о том, как изменения повлияют на бизнес через несколько лет.

Кроме того, лидер будущего всегда стремится к росту. Как говорил Стив Джобс, важно быть голодным и готовым к безрассудным поступкам, но при этом не стесняться сомневаться и обращаться за советом. Образование и постоянное обучение — важная часть этого процесса.

Какой будет компания через 10 лет

Миссия нашей компании заключается в борьбе с несправедливостью. Наша цель — к 2030 году оказывать положительное влияние на жизнь одного миллиарда человек. Нам важно, чтобы наша деятельность приносила реальную пользу людям. Если мы сможем через года пронести эту миссию и добиться поставленной цели, то это будет для нас идеальным результатом. 

О роли компании в будущем

Мы не стремимся менять общество, но хотим помогать ему. Свобода выбора — это одно из наших уникальных торговых предложений. Мы готовы идти на определенные жертвы, например, уступать конкурентам в темпах роста, но не готовы отступиться от своих принципов. 

Для нас это традиционные сервисы городских и междугородних поездок. Межгородом многие пользуются и чтобы самим путешествовать между населенными пунктами, и чтобы отправлять посылки. inDrive.Межгород — это «национальный» сервис поездок. Все его знают, любят и пользуются. Потому что в основе этого сервиса простое человеческое доверие. Люди находят друг друга на нашей платформе, договариваются об условиях поездки и отправляются в путешествие. Просто, понятно и недорого. 

Что касается городских поездок, то это отдельная история. Этот рынок конкурентен. Люди требовательны, и они не готовы жертвовать своим комфортом. На данный момент развитие сервиса городских поездок для нас приоритетно. Мы следим за качеством, развиваем функции безопасности, делаем интересные коллаборации с другими брендами в интересах наших пользователей. Но принцип работы тот же самый — водитель и пассажир договариваются обо всех условиях между собой. Практика показывает, что цены нашего сервиса могут быть до 20% ниже, чем у конкурента.