Легкий старт в IT: от работы в найме к своему бизнесу

Совладелица группы IT-компаний AMEGA подробно рассказала о входе в IT-бизнес. 

Екатерина Николаева, город — Ташкент, совладелец группы IT-компаний AMEGA

Краткая инструкция о том, как «легко» перейти от работы в найме к своему бизнесу в IT:

  1. Рассмотрите многообразие классов IT-решений. Выпишите из них топ-5, которые вам интересны, в которых вы видите перспективу и на что у вас откликается сердце.
  2. Если вы выбрали решения BI или ERP, начните с изучения всех вендоров в этой области. Проанализируйте их различия и определите, какой производитель вам ближе. Не спешите разрабатывать собственное программное обеспечение. Сначала наберите опыт в управлении компанией, продажами и проектами. Только после этого вы сможете создать свое ПО. Если ваша цель — быстро построить бизнес и начать зарабатывать, присоединяйтесь к группе партнеров, которые продают и внедряют готовые решения. Это поможет вам лучше понять IT-цикл и разобраться, что эффективно на рынке.

    Выберите устоявшегося вендора и его программное обеспечение, станьте его партнером или возьмите франшизу. Это даст вам готовый продукт, сервисное сопровождение и понятные инструменты для продаж и внедрения.
  3. Разработайте название своей компании, бренд, логотип, фирменный стиль, создайте презентацию, продающую ваш сайт — полный пакет маркетинговых инструментов.
  4. Попробуйте продать продукт. Составьте портрет своего целевого клиента. Сформируйте список потенциальных покупателей. Напишите им письма, позвоните, посетите и лично презентуйте им свое решение. Составьте коммерческое предложение и подведите клиента к решению: «Да, я готов купить».
  5. Зарегистрируйте компанию. На этом этапе вам понадобятся реквизиты для заключения договоров с клиентами и получения оплаты. Многие считают, что сначала нужно открыть компанию, но это не так. Сначала важно найти клиента. Создание юридического лица влечет за собой расходы на отчетность, бухгалтерский учет, налоги и другие обязательства. На начальном этапе эти затраты можно избежать и зарегистрировать компанию уже при наличии «горячего» клиента.
  6. Обратитесь к бухгалтерскому и кадровому аутсорсингу. В первые годы у вас будет не такой большой оборот, чтобы нанимать отдельного сотрудника.
  7. Возьмите сервер в аренду. Это экономичнее. К тому же, вы можете изначально некорректно оценить необходимы для вас мощности. Не покупайте компьютеры сотрудникам, большинство специалистов могут работать дистанционно, со своих персональных компьютеров.
  8. Зарегистрируйте свое юридическое лицо в виртуальном офисе. Этот сервис предоставляет юридический адрес и принимает вашу корреспонденцию, при этом вы можете не иметь физического рабочего пространства или получить всего одно рабочее место размером 1×1 метр. На первые месяцы работы полноценный офис не нужен, можно воспользоваться коворкингом. Продажи можно осуществлять, посещая офисы клиентов, а сотрудники будут работать удаленно.
  9. Зарегистрируйте компанию в льготной IT-зоне, вроде Astana hub, IT Park Uzbekistan или других. Получите послабление по налогам, а сэкономленные деньги пускайте на развитие бизнеса.
  10. Получите официальное партнерство с вендором, чей программный продукт вы продаете.
  11. Нанимайте сотрудников по упрощенной схеме с минимальными обязательствами: заключайте договоры с ИП или физическими лицами. Трудовой договор накладывает множество обязательств и может быть дороже из-за налогообложения. Если выбираете трудовой договор, устанавливайте испытательный срок в три месяца, чтобы иметь возможность расстаться с сотрудником без выплаты компенсации.
  12. Купите консультацию у опытного бухгалтера по части обязательств компании по трудовому и налоговому кодексу. Двухчасовая консультация сэкономит вам трехмесячные курсы по бухгалтерскому учету и чтение законов по важным разделам.
  13. Сформируйте рабочую информационную среду. Выберите ПО для управления продажами, проектами и документооборотом. На данный момент много опенсорсных решений, позволяющих бесплатно справляться с учетом действий и информации в единой среде.
  14. Оформите памятки и чек-листы для сотрудников, запишите короткие видео-ролики в качестве инструкций и пояснений по всем бизнес-процессам и шагам. На данном этапе не требуется внедрение полноценной системы менеджмента качества по стандартам ISO 9001, писать разные регламенты и положения — вы это обязательно сделаете позже.
  15. Сделайте первый проект без заработка, чтобы получить опыт.
  16. Продолжайте продавать. Если вам не удается продать вернитесь ко второму пункту и выберите другой продукт или производителя.
  17. Увольняйтесь с текущего места работы только тогда, когда убедитесь, что ваш продукт востребован на рынке. Обычно, когда появляется вторая сделка, людям становится легче полностью погрузиться в бизнес.

В период до увольнения, вам придется тратить на свой бизнес по четыре часа ежедневно, без выходных. А если нужен выходной, значит в субботу придется уделить восемь часов. Этот период может длиться от трех до шести месяцев, суммарно около 560 часов. Давайте посчитаем, много ли это. В месяц сотрудник нарабатывает 165 часов. В год — 1980 часов. Можно проработать в найме много лет, но в 99% случаев ничего меняться не будет изменится. Да, квалификация уровень заработной платы поднимутся, но на фоне инфляции вы не почувствуете большой разницы. Если вы хотите выйти из порочного круга, начните свою трансформацию. Создание бизнеса — это отличный мотиватор к изменению себя и своего восприятия мира. 

Это путешествие будет нелегким, но самым увлекательным в вашей жизни.