Интервью с ректором АУЭС: какое будущее ждет Альянс ВУЗов
The Tech поговорил с Ректором АУЭС Сагинтаевой Сауле Саветовной, чтобы понять по какому принципу отбирались университеты, какие преимущества будут у студентов, и планируется ли расширение.
Какие у вас ожидания от сотрудничества в рамках альянса?
Альянс всегда способствует, на мой взгляд, консолидации каких-то сил. АУЭС — профильный университет, который ведет подготовку для таких отраслей экономики, как энергетика, телекоммуникация, космическая отрасль. И в рамках своих проектов очень активно участвует в цифровизации энергетической отрасли. Полностью проекты KEGOC по Цифровому Казахстану выполняются научным коллективом университета АУЭС и уже находит внедрение. Поэтому здесь мы ожидаем, что получим новый импульс, у нас будет выход на новые совместные проекты, где будем объединять наши усилия и компетенции.
Как будут выглядеть программы мобильности в условиях пандемии?
Понятие мобильности появилось, когда Болонский процесс зашел в Казахстан. Если взять Европу, то территория Европы очень маленькая, рядом университеты, страны небольшие и за профессором шли студенты. Поскольку профессор мог с утра вести занятия в одном университете, даже в одной стране, после обеда поехать в другую и вести там, то за ним вот это движение пошло. Поэтому альянс в лучшей мере реализует концепцию академической мобильности в рамках наших университетов, потому что мобильность не должна пониматься только как зарубежная. На самом деле нам надо ориентироваться на свой рынок. Мы же готовим специалистов прежде всего для своего рынка, и нам надо обратить взоры на потребности. Поэтому академическая мобильность в условиях пандемии предоставляет больше возможностей: где-то легче сотрудничать онлайн, но все равно необходим контакт face-to-face. Думаю, что появятся новые совместные программы, двудипломные программы и все будет на пользу.
Дает ли это студентам какие-то преимущества, помимо самой возможности прохождения обучения в другом университете? Какие преимущества можно отразить в документе?
Преимущества обязательно будут: иметь два диплома, причем ВУЗов, которые котируются, признаны на рынке и востребованы — это преимущество само собой разумеющееся. Плюс социализация: контакты, обмен студентами. Мне кажется, студенческая молодежь она всегда стремится познать большее, охватить необъятное, поэтому это тоже большая возможность общения. Документально — это сертификация, используя связи всех университетов альянса с бизнес-партнерами. Допустим, у нас есть Академия CISCO, Лаборатория Касперского, Институт повышения квалификации, где дополнительно мы даем квалификации. Наряду с дипломом образования рынок труда будет требовать сертификацию специалистов, поэтому, чем больше у студентов будет всевозможных пройденных курсов, причем не просто каких-то курсов, а именно востребованных к рынкам труда, тем у него больше возможностей трудоустроиться, и трудоустроиться на работу с высокой зарплатой. Я думаю, что сертификация кадров — это будет большим преимуществом.
В альянсе 4 ВУЗа из Алматы и только 1 из Нур-Султана. Почему именно такой состав? Можно ли ожидать расширение участников за счет ВУЗов из Нур-Султана, к примеру Назарбаев Университет или Казахстанский Филиал Московского Государственного Университета?
Создание альянса — это добровольное дело и вхождение в этот альянс тоже дело добровольное. Пять ВУЗов изъявили обоюдное желание сотрудничать и двигаться вместе, потому что у нас пересекаются направления. Я думаю, любой ВУЗ, который изъявит желание, может вступить. Сегодня произошло создание, поэтому мы не ограничиваемся, теперь в этот альянс могут вливаться все желающие. Конечно, мы будем подтягивать туда партнеров, но исходить из вносимого эффекта, и для отдельно ВУЗа, и для Альянса в целом. Поэтому и у Назарбаев Университет, и у Казахстанского Филиала МГУ есть такие возможности, если они изъявят желание.
При этом объединившиеся университеты академически свободно развиваются, но мы развиваемся с Фондом Образования Нурсултана Назарбаева. Эта идея, предложенная фондом, о консолидации усилий и ресурсов ВУЗов, она была поддержана всеми. У нас было право не вступать, никто нас не принуждал к этому делу. В альянс будут входить все: только надо понимать, что это должно приносить эффект и самому альянсу, и университету. Прежде чем вступить в этот альянс, мы очень много отрабатывали и изучали, какие кадры будем готовить и насколько они будут востребованы.