Oshme — платформа, которая помогает людям выбирать лучшие заведения в городе
Тауфик Хисамов, PR-специалист, CEO стартапа Oshme.
Как мы начинали
@Oshme_bot — это гид по ресторанам, кофейням, барам и пабам Узбекистана и Казахстана с возможностью бронирования столиков в заведениях и получения скидок.
Проект был запущен в апреле 2022 года в Узбекистане на волне большого наплыва релокантов в Центральную Азию. Многие плохо ориентировались в местных заведениях и не имели SIM-карт для связи, и гид помогал с поиском заведения и онлайн бронированием столика.
Чтобы упростить коммуникацию, мы выбрали Telegram-платформу, так как в Узбекистане Telegram — это основное средство общения и поиска информации. Целью было, чтобы не только приезжие пользовались Oshme, но и местные.
Местные рестораны поддержали проект, и мы запустили специальные скидки от заведений. Это дало рост и привлекло первую аудиторию. Oshme создавался не с целью заработка, а чтобы предложить людям удобный инструмент поиска и выбора заведений.
Проект запускался на собственные средства: на старте мы инвестировали около 4000$. К концу 2022 года Oshme вышел на самоокупаемость. А в марте 2023 года, когда ввели SaaS-модель, мы начали зарабатывать. Сейчас нам нужны инвестиции для масштабирования.
Целевая аудитория
Oshme позиционирует себя как ресторанный гид. Его задача, с одной стороны, помочь пользователям выбрать заведение, забронировать стол, а с другой — помочь ресторанам повысить узнаваемость и привлечь клиентов.
Также мы помогаем заведениям продавать на более высокие чеки за счет наших маркетинговых инструментов. К примеру, мы проводим гастрономические фестивали, которые помогают ресторанам рекламировать себя, предлагать посетителям эксклюзивные предложения, а пользователям с выгодой знакомиться с кулинарными изысками в своем городе.
Идея создания продукта
Я родился и вырос в Ташкенте, поэтому многие друзья и коллеги часто обращались ко мне за рекомендациями, где отведать плов, выпить кофе или позавтракать. А когда запросов стало много, я решил аккумулировать все это в один продукт.
Так мы создали бота, чтобы автоматизировать процесс выбора заведений. Сначала были добавлены все известные и рекомендуемые мною заведения, а потом, по мере изучения рынка, добавлялись новые. Тогда же был создан гастрономический клуб Oshme, где все интересующиеся гастрономической темой могли собраться вместе, исследовать новые места и оставить о них отзывы. Мы добавляем только проверенные рестораны.
Достижения за 2023 год
В начале 2023 года мы прошли в акселераторы IT-парка и Aloqa Tech Lab в Ташкенте, где прокачали навыки в управлении и планировании. Помимо этого, выиграли престижный конкурс стартапов в Узбекистане Tumaris.Tech и прошли в полуфинал конкурса Astana Hub Вattle в Казахстане.
Последний успех в Казахстане сильно на нас повлиял, дав толчок к запуску Oshme в Алматы и Астане. Мы поехали на конкурс в Алматы и решили на деле продемонстрировать наш продукт, показать, как он работает. Мы договорились с несколькими ресторанами, и среди тех, кто нас поддержал, была пиццерия Roni Pizza, где мы по итогу конкурса провели after-party.
О трудностях
Главная трудность была в коммуникации с ресторанами. Не все понимали и принимали нас всерьез. Ресторанный рынок очень прагматичный, все привыкли к стандартным маркетинговым механикам привлечения клиентов. Мы предлагаем новые инструменты и впервые в Узбекистане провели гастрономический фестиваль по европейскому формату Oshme Gastro Festival. Те, кто нас поддержал, выиграли: дополнительно заработали и получили прирост постоянных клиентов.
С десяток ресторанов за короткий промежуток времени заработали более 10 000 долларов. Для баров мы придумали формат Oshme-вечеринок, которые помогали знакомить аудиторию с интересными вечерними заведениями. Но не все заведения были благосклонны. Так, наше первое мероприятие чуть не сорвали владельцы заведения, потребовав дополнительно им заплатить. Для того, чтобы сохранить лицо и репутацию, мы заплатили. Также мы столкнулись с киберсквоттингом, когда наше уникальное название пытались украсть и вымогали у нас деньги.
Планы на 2023 год
Мы готовим запуск веб-сайта, где будем развивать еще несколько интересных ниш, которые увеличат нашу капитализацию. И привлечение внешних инвестиций ускорило бы этот процесс. К примеру, лидер мирового рынка Open Table на старте привлек 38 миллионов долларов, а его выручка — около 300 миллионов в год. Но мы ищем Smart Мoney, где мы могли бы быть полезны нашему партнеру, а он — нам. В России, например, сервисы бронирования столиков интегрируются в банковские приложения.
Сейчас наша задача — увеличить клиентскую базу в виде ресторанов, запустить веб-версию продукта, параллельно реализовать несколько интересных идей, о которых я пока не могу говорить, и полноценно выйти на рынки Казахстана и других стран Центральной Азии и СНГ. Нам уже предлагали запустить сервис в Аргентине и Бразилии, но мы осторожничаем, хотим для начала все отточить у себя.