Секреты успешного питча: победители Astana Hub Battle о том, как подготовиться к выступлению
Делимся с вами текстовым вариантом прямого эфира с победителями Astana Hub Battle 2023. Мы поговорили с CEO и основателями ведущих IT-стартапов Центральной Азии про их ожидания от баттла, впечатлениях и тактиках подготовки к выступлению.
О себе
Мадат Каримов. Я основатель стартапа Qtap. Мы делаем конструктор сайта со встроенной монетизацией профилей, с собственной аналитикой. Через наш портал клиенты могут регистрировать сделки быстро и удобно.
Максат Бектибаев. Я CEO и сооснователь Beksar. Мы занимаемя автоматизацией малого и среднего бизнеса. Также финансируем в клиентов, выделяя займы или инвестиции под оборот. Работаем в 2400 магазинах.
Айдана Айтуарова. Я основательница стартапа Porte. Это digital-консьерж, мини-экосистема для отелей. Через нашу платформу можно заказывать еду, принадлежности и открывать двери в номере.
Айтемир Мудинов. Mystory создает книги с помощью искусственного интеллекта, где вы и ваши близкие являетесь главными героями.
Юсуп Тумгоев. MyMind — это мой четвертый стартап и третий в MedTech-сфере. Наша платформа обучает как докторов, так и непрофессионалов выявлять признаки деменции — болезни, которую сложно выявлять на ранней стадии.
Ожидания от Astana Hub Battle
Мадат Каримов. Мы не ставили перед собой цель победить на Astana Hub Battle до самого финала. Там уже появился спортивный интерес. Год назад мы были на Digital Bridge, и мне понравилось, что в течение небольшого промежутка времени большой зал внимательно слушает одного человека. Это хорошая площадка для того, чтобы рассказать о своем продукте. Нашей задачей было рассказать о своем продукте и распиарить его.
Максат Бектибаев. Для нас это второй Astana Hub Battle. В прошлом году мы остались в полуфинале. Мне понравилось, что мы выступали вторыми, без ожидания большой очереди. Больших ожиданий у нас не было. Зато при победе эмоций было много.
Айдана Айтуарова. Для Porte это был первый Digital Bridge. Мы хотели рассказать о продукте, показать, что мы существуем. После баттла пришло много клиентов, инвестиционных предложений. PR-эффект был хороший.
Айтемир Мудинов. Мы проходим Silkway Accelerator от Astana Hub и Google for Startups. Заявку подали во время трекшн-сессии. Нашему стартапу пять месяцев, поэтому мы не ожидали, что пройдем дальше. Благодаря победе увеличилась лояльность от клиентов, которые уже заказывали наши книги и появились новые клиенты.
Юсуп Тумгоев. Для нас это второй Digital Bridge. С опытом мы поняли, что идея нашего стартапа сложна для объяснения. Мало кто знает о деменции, поэтому тяжело донести важность проекта до жюри и зрителей. На питчинге в полуфинале мы сфокусировались на результатах, и том, как уже помогли людям. Наша команда шла на баттл с целью забрать место. Перед выступлением мы анализировали выступления других и заметили интересную тенденцию: отвечая на вопросы жюри, все начинают сначала защищаться и оправдываться. Мой совет — когда вам задают вопрос, нужно сначала ответить, и уже потом пояснить.
Подготовка к питчингу
Мадат Каримов. Я не готовлюсь к выступлениям. Мне всегда интересно рассказывать о продукте, и не важно, говорить одному человеку или нескольким тысячам. Стараюсь доносить уникальность стартапа. Во время акселератора от MOST, мы проходили сессии о хорошем питче — нам говорили делать заметки заранее. Но мы все же не практикуем глобальную подготовку. Для нас питч — это часть чего-то обыденного, так как это необходимость при работе в стартапе.
Максат Бектибаев. Недавно мы прошли акселератор от MOST, где дошли до финала и также питчились. Нас хорошо подготовил трекер Андрей. В процессе подготовки я смотрел на запись прошлогоднего выступления на Astana Hub Battle. Понял, что тогда читал текст с телефона, не поднимая глаз. С опытом разных питчингов, я улучшил навыки выступлений. Еще один важный фактор — уверенность в своем продукт и компании, которая у нас есть.
Айдана Айтуарова. Подготовка важна. Мы много питчимся, но я слишком люблю свой продукт и могу, не заметив, углубиться в детали, которые не помещаются во временные рамки.
И для первого и второго выступления мы готовились и редактировали презентацию, отбирали самое важное. Сейчас проходим акселерацию 500Global — их команда также присутствовала на Digital Bridge. За 20 минут до выступления мы отрепетировали с ними и изменили питч.
Мне помогает выписывать свой текст и редактировать его — проверять, есть ли что-то, что нужно заменить или отредактировать.
Айтемир Мудинов. Я готовился к выступлению, но забыл все слова на сцене. Там меня спас суфлер, с помощью презентации вспоминал, что можно сказать. Мой формат — сторителлинг, за счет этого было легче говорить. У меня была цель: сделать так, чтобы люди захотели купить наш продукт. Мысль была такой: «Даже если не выиграем, то сделаем продажи». Так и случилось: у нас появилось много клиентов.
Юсуп Тумгоев. Для каждого спикера питч ощущается по-разному. У кого-то есть боязнь сцены, кто-то боится жюри. Важно делать так, чтобы каждый нашел подходящий себе формат. При подготовке важно сделать следующие вещи:
— понять какую информацию вы дадите, презентовать только самое важное
— знать цифровые показатели своего проекта.
Чтобы научиться питчиться рекомендую посмотреть выступления прошлых Digital Bridge. Проанализировать, какие выступления были у прошедших и не прошедших далее.