BILLZ — стартап, который занимается автоматизацией торговли

Сооснователь стартапа BILLZ Рустам Хамдамов поделился историей создания стартапа, рассказал о трудностях и достижениях.

Рустам Хамдамов, город — Ташкент, CEO и сооснователь стартапа BILLZ , @rustamkhamdamov

Как все началось

Идея стартапа пришла в 2017 году. Тогда мы работали в телеком-операторе UCell. К тому моменту я уже больше восьми лет занимался продуктовой разработкой. Второй сооснователь — Вадим, работал над технической частью. Третий сооснователь тоже работал в UCell, но позже ушел и открыл свою сеть магазинов. У него была проблема с учетом товаров. А мы как раз занялись разработкой внутренней CRM-системы. Поэтому позвали его и других ритейлеров в фокус-группу для проведения исследований.

После более 20 CustDev-интервью с потенциальными клиентами поняли, что у них схожие проблемы. Представленные на рынке сервисы их не устраивают. Многие ритейлеры даже вели учет на бумаге. Около двух лет занимались этим проектом на part-time основе, а с 2019 года перешли на full-time занятость.

Команда

В первую команду мы собрали знакомых, с которыми работали в UСell. Продукт писали те, кого мы знали лично или через других сотрудников. По мере роста, начали нанимать других работников.

Целевая аудитория

Наша целевая аудитория — малый и средний бизнес в сфере торговли. Магазины обуви, одежды, аксессуаров, техники и так далее. Наше решение позволяет полностью управлять товарами, клиентами, сервисом внутри магазина и помогает им выходить в онлайн через сайты, ботов и маркетплейсы.

При использовании нашего продукта клиенты экономят до 30% на оптимизации остатков, так как осуществляют правильные закупки необходимых товаров и эффективнее работают над привлечением и удержанием клиентов.

Также мы помогаем с обучением. Проводим его бесплатно. Выезжаем в магазин, все показываем, далее поддерживаем в онлайн-формате. Многие ритейлеры переходят с использования бумаги или Excel на наш продукт, поскольку это проще и удобнее для них.

Активно работаем в четырех странах: Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Параллельно запускаемся еще в двух странах.

Наше решение используют 2500 магазинов с общим количеством пользователей больше 15 000.

Программы акселерации

Первой программой, которую мы прошли, был онлайн-акселератор от Y-Combinator. Он бесплатный и доступен для всех.

В 2023 году прошли вторую акселерационную программу от Astana Hub и Google for Startups. Переехали в Астану на три месяца, еженедельно проводили трекинги и сессии. Узнали много нового и познакомились с интересными людьми.

Три-четыре раза участвовали в разных конкурсах, два раза выигрывали. Заняли первое место в Global Entrepreneurship Award.

Трудности

Сложности возникают каждый год и день. Ключевые трудности были на ранних стадиях — сделать первую версию и начать продажи. Мы сильно идеализировали создание продукта, писали его девять месяцев и еще полгода доделывали. Только после этого представили технологию клиентам, и тогда возникало много ошибок.

Как только клиенты начали использовать наш продукт, мы стали получать фидбек. На его основе смогли определить нужное направление для развития.

Вторая проблема — быстрое масштабирование продукта. Мы планировали сделать систему для Узбекистана и распространять ее на другие страны. Оказалось, что созданное под конкретный рынок не всегда хорошо переносится на другие. Поэтому написали новую версию продукта, потратив на это два года и много ресурсов.

Третья проблема — привлечение инвестиций. В 2019-2020 годах в Узбекистане не существовало профессиональных или институциональных венчурных фондов. Найти инвесторов было сложно. Мы искали людей, у которых просто были деньги. Случайно познакомились с Sturgeon Сapital. Они в то время только заходили на рынок, и мы стали первой компанией, в которую они инвестировали.

Последняя проблема — привлечение талантов. На каждом этапе стартапа нужны люди, которые могут вывести его на следующий уровень. Находить таких сотрудников в технологической сфере сложно. Нам приходится нанимать стажеров или специалистов на начальной стадии, самим обучать их. Так ребята, которые пришли к нам студентами, теперь стали классными кадрами.

Рекомендации

Если вы строите бизнес на основе гипотез, нужно запускать его как можно быстрее, начав собирать пользовательские данные. На их основе можно определить, куда инвестировать ресурсы.

Начните делать. Если у вас хорошая идея и продукт, которые нужны рынку, проявите упорство и терпение. Эти качества отличают хороших фаундеров.

Ходите на митапы, встречайтесь с людьми, общайтесь с другими фаундерами — это помогает расширять кругозор. Когда видите, как работают другие, сами начинаете стремиться к большему.

Достижения

В 2022 году мы привлекли инвестиции международных венчурных фондов: $500 000 от Quest Ventures и $150 000 от Sturgeon Сapital.

Мы выросли в три с половиной раза, написали международную версию продукта, которая уже готова к активному масштабированию, собрали сильные отделы продаж и поддержки.

Планы

Мы на стадии масштабирования. Привлекаем инвестиции, чтобы быстрее выходить на новые рынки. До конца года запустимся в Грузии и Азербайджане, а позже в Саудовской Аравии. Уже провели исследования и поняли, что это интересные для нас страны.

Планируем усилить позиции и вырасти четыре-пять раз в Казахстане в Узбекистане в Кыргызстане и Таджикистане.