Gettik — стартап, который помогает пассажирам и водителям находить друг друга

 Основатель стартапа Gettik рассказал о проекте, который помогает водителям и пассажирам в Кыргызстане находить друг друга для совместных поездок.

Иса Орунбаев, город — Бишкек, основатель, CEO стартапа Gettik, @gettikapp,   @aintisaa

Как все началось 

Я родом из Джалал-Абада, из провинции, а учился в АУЦА. Часто ездил в Бишкек на такси, через автовокзалы и специальные Telegram-группы. На автовокзалах была такая проблема: приезжаешь, и за тебя начинают бороться таксисты. В итоге ты садишься в машину и ждешь несколько часов, пока таксист не соберет полную машину.

Мне это не нравилось. Позже появились тематические Telegram-группы, которые сделали процесс удобнее. Ты заходишь в группу, ищешь водителя, созваниваешься и назначаешь время. Чаще всего они заезжают за тобой и забирают, что удобно. Но и там тоже были свои нюансы.

Группы росли, людей становилось все больше и чаты в этих группах просто превращались в мусор. По ним стало сложно навигировать. Вот две истории, которые со мной произошли:

— в первый раз мы договорились с водителем поехать из Бишкека в Джалал-Абад в 04:00. Я встал заранее, но когда позвонил ему, он сказал, что забрал других пассажиров и про меня забыл. В итоге я опоздал

— во второй раз ситуация повторилась. Я нашел пассажирку, чтобы было выгоднее ехать, но выяснилось, что мы оба нашли одну и ту же девушку. Водитель решил, что с двумя пассажирами ехать невыгодно, и высадил нас на автовокзале. Я не поехал дальше.

Мы с другом, который стал моим партнером, начали дипломный проект, планируя создать нейросеть, но эта идея меня не вдохновляла. Я предложил сделать что-то полезное. Мы стали обсуждать идеи, и друг поделился, как его родители переживают, когда он ездит один, а я своими проблемами как пассажира. Так и родилась идея стартапа, решающего вопросы водителей и пассажиров.

Во время учебы в АУЦА моя основная специальность была программирование, а дополнительная — предпринимательство. Для выпускного по предпринимательству нужно было разработать бизнес-план, и мы решили объединить дипломную работу с этим проектом. Мы начали изучать потенциальных пользователей, чтобы понять, сталкиваются ли они с такими же проблемами, как и мы.

Мы создали 30 аккаунтов в Telegram с помощью 30 SIM-карт и ежедневно писали по 100-150 людям. Около 100 из них заполнили наш опросник, что подтвердило актуальность проблемы, с которой мы столкнулись.

После подтверждения гипотезы мы разработали первый MVP. Защитили диплом с оценкой «A» и окончили университет. Но работу над проектом пришлось приостановить на несколько месяцев, так как мы оба занялись поиском работы. Я не планировал оставаться в IT, мне больше нравился CustDev и работа с людьми, поэтому я выбрал путь маркетолога. А мой партнер устроился в IT-сферу.

Целевая аудитория

После завершения первого MVP мы протестировали интерес аудитории через небольшую рекламу. Буквально за пару часов пришло больше 100 человек, хотя на тот момент наше приложение еще не было доступно в App Store или Google Play. Позже, когда приложение стало доступно, мы запустили таргетированную рекламу и параллельно отправляли сообщения в Telegram-группы. В итоге в 2022 году смогли привлечь около 1000 пользователей. 

После к нам присоединился третий партнер, он взял на себя маркетинг и начал активно экспериментировать с ИИ-роликами, которые быстро набирали популярность. Наши видео на YouTube, TikTok и Instagram собрали больше 50 миллионов просмотров без дополнительных вложений в рекламу. Мы понимали, что наша целевая аудитория — жители регионов, поэтому адаптировали контент под каждый регион, будь то Иссык-Куль или Джалал-Абад.

1 июня 2023 года мы запустили более масштабную версию MVP и купили рекламу. С первой же рекламы к нам пришло больше 5000 пользователей. За месяц мы набрали 35 000 пользователей, а за три летних месяца их количество выросло до 100 000. Наше приложение скачали 200 000 раз, из которых 130 000 пользователей зарегистрировались. За лето было организовано больше 30 000 поездок. 

Мы уже начали тестировать монетизацию нашего сервиса. Водители платят небольшую сумму за публикацию поездки — 20-30 сомов за одну поездку, что составляет процент от стоимости самой поездки. Мы также пробовали модель, при которой пассажиры вносят небольшой депозит до бронирования для гарантии водителям, но временно отказались от этой идеи. Возможно, в будущем вернемся к этой модели.

На сегодняшний день наша модель выгодна для водителей: они легко находят пассажиров, а если не находят, деньги возвращаются на их кошелек. Основные маршруты — Джалал-Абад, Ош, Чолпон-Ата и Бостери. Однако наша цель — увеличить мобильность даже в самых отдаленных городах и селах, чтобы каждый мог легко находить попутчиков.

Команда

В нашей команде шесть человек, но только трое работают на полную ставку. У нас есть три основателя: я, Шамсулло Исматов и Досмамат Жолборсов. Шамсулло отвечает за техническую часть проекта, я занимаюсь привлечением новых средств и общением с партнерами, Досмамат сосредоточен на маркетинге.

Также у нас есть SMM-команда, мобилограф и специалист, который отвечает за создание роликов с использованием ИИ. 

Программы инкубаций

Мы участвовали в одной инкубационной программе, дошли до финала, но финансирование получить не смогли. Но инкубация дала нам новые знакомства, помогла понять наши слабые стороны и дала мотивацию продолжать работу дальше. Мы получили отличный опыт и наладили хорошие связи. Как выпускники, мы участвовали в разных мероприятиях, например, недавно я был на форуме Startupstan в Душанбе. Мы также стали победителями баттла Startup Nation организованный Codify и High Technology Park. 

В ноябре планирую поехать в США на несколько ивентов, что тоже откроет новые возможности для нашей команды. Акселерация помогает — нас приглашают на разные конкурсы и форумы. Недавно сообщили, что нас позвали на форум в Узбекистане 13-14 ноября.  


Трудности 

В стартапах много трудностей, особенно в маркетплейсах, где пассажиры и водители зависят друг от друга. Главная проблема — водителям нужны пассажиры только из их региона, что создает эффект «курицы и яйца». Это требует больших ресурсов, которых пока не хватает. Также есть технические сложности, например, сбои сервера, которые мы оперативно устраняем вместе с техническим партнером. Такие ситуации возникают регулярно, и мы учимся быстро реагировать.

Достижения

За прошлый год мы достигли отметки в 100 000 скачиваний в App Store и Google Play, а за этот год мы уже добрали до 200 000. В сумме мы отправили более 60 000 пассажиров в разные регионы. 

За это время более 5500 пользователей оставили отзывы друг о друге — как положительные, так и негативные. Это помогает нам достигать нашей цели по обеспечению безопасности поездок, чтобы люди всегда были в курсе, с кем они едут.

Мы вышли на доходность, хотя пока еще не на прибыльность. Наша цель на следующий год — выйти хотя бы на точку безубыточности, чтобы закрыть все наши расходы. Также мы подписали договор с компанией «Автобекет», что поможет нам расширить возможности.

Планы 

К следующему лету мы запустим автобусы — государственные, интегрированные в наше приложение. Будем выступать как агрегаторы. 

Во время визита в Душанбе мы познакомились с несколькими стартапами и обсудили партнерство. Мы планируем внедрить в наше приложение AI-чат-ботов, которые разрабатывает казахстанский стартап. Это упростит процесс, так как на данный момент на все вопросы отвечаем сами. 

Кроме того, мы заключили соглашение с другим стартапом, который использует ИИ для верификации водительских прав. Это позволит повысить безопасность для пассажиров.

В следующем году мы также планируем добавить функцию, чтобы пассажиры и водители могли торговаться. Также планируем выйти на рынок Центральной Азии и внести много других улучшений и исправлений. Нацелены на привлечение новых ресурсов, и надеемся, что к следующему году достигнем отметки в 500 000 скачиваний и 1000 поездок в день.