Hamroh — стартап, который упрощает междугородние поездки в Таджикистане

Основатель стартапа Hamroh рассказал о том, как их проект меняет рынок пассажирских перевозок в Таджикистане.

Сухроб Ниёзов, город — Душанбе, предприниматель, основатель, CEO, Instagram

Как все началось

Я уже больше семи лет занимаюсь стартапами и предпринимательством. У меня более 15 лет опыта работы в IT-сфере в частности в автоматизации бизнес-процессов и IT-решениях. Идея моего стартапа пришла из моего опыта работы в области автоматизации транспортных систем и пассажирских перевозок.

Мы предоставляем услуги такси и пассажирских перевозок. У нас есть программное обеспечение — это софт, который выступает как агрегатор, соединяющий водителей и пассажиров. Проблема в том, что инфраструктура в нашей стране развита не так хорошо, как в других странах, и многие люди пользуются наземным транспортом для передвижения между городами. В нашей столице, Душанбе, нет общественного транспорта вроде больших автобусов для междугородних поездок. Люди вынуждены искать таксистов, которые забирают пассажиров в свои машины.

Часто возникают проблемы: нужно искать водителя в определенном месте, ждать, пока заполнится экипаж, и непонятно, какой водитель тебе попадется или когда поедешь. Все это создало проблему, которую мы решили оптимизировать. Мы начали с создания Telegram-канала с чат-ботом, который помогал пассажирам и водителям оформлять заказы. За полгода мы протестировали спрос, и оказалось, что людям действительно нужно такое решение. Это облегчило поиск как для водителей, так и для пассажиров.

После успешного тестирования мы разработали веб-сайт и мобильное приложение, чтобы сделать процесс еще удобнее. Так и появился наш проект.

Команда

Поскольку мы являемся IT-компанией, наша компания называется «Инноватсияи Ояндасоз». У нас была команда разработчиков, которая работала над созданием программного обеспечения и приложения для такси. Внутри компании у нас есть лаборатория под названием IO.lab, где мы проводим различные эксперименты. Если возникает проблема или гипотеза, которую нужно проверить, мы собираем команду в рамках IO.lab, обсуждаем идею, создаем прототип и разрабатываем MVP, который затем тестируем на рынке.

Команда для этого проекта у нас уже была, поэтому мы просто внутри команды обсудили идею, решили провести эксперимент и проверить гипотезу. Так на базе нашего существующего проекта Taxi Gram мы создали новый проект под названием Hamroh.

Целевая аудитория

Наши основные клиенты — жители отдаленных городов, которые часто приезжают в центр. Это студенты, представители рабочего класса и туристы — три ключевых сегмента, чьи потребности покрывает наш продукт. В целом, у нас есть две категории клиентов: водители, у которых есть автомобили и свободные места, и пассажиры, которые ищут быстрый, доступный и удобный способ перемещения между городами.

Программы инкубаций

В первое время мы в рамках IO.lab начали разработку самостоятельно. Мы протестировали гипотезу с помощью чат-бота, алгоритм которого придумали наши ребята. После того как все устаканилось, мы перенесли это на веб-сайт и создали приложение.

Финансирование у нас было один раз — мы прошли акселерацию. В рамках акселерации была возможность получить грантовую поддержку, а также участвовать в конкурсах для улучшения нашей идеи. Это позволило нам разработать новый дизайн и добавить много функционала. За счет расширения команды мы получили обновленный вариант нашего приложения.

Трудности

В целом, если рассматривать всю экосистему стартапов, у нас есть одна большая проблема — нехватка кадров. Разработка требует хороших специалистов, которые могут решить задачи, а таких всегда не хватает. Хорошие разработчики стоят дорого, и многие предпочитают фриланс, так как это более стабильно. Так кадровая проблема остается первой.

Вторая проблема связана с клиентскими привычками. Когда вы пытаетесь интегрировать технологии в традиционной бизнес, необходимо постоянно обучать клиентов, чтобы они могли адаптироваться к новым решениям. Например, сложно заставить клиентов скачивать и устанавливать новое мобильное приложение. Поэтому требуется регулярное обучение и демонстрация преимуществ нового продукта.

Третья проблема — финансирование. В нашем регионе венчурные и ангельские инвесторы только начинают развиваться. Мы стараемся использовать средства друзей и семьи, инвестируя из собственных ресурсов. Также привлекаем сторонние гранты и помощь знакомых. Стартапам приходится выживать за счет обеспечения стабильности проекта, иначе трудно будет обучить рынок и клиентов.

Вот три основных проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Остальные трудности, возникающие при реализации, более решаемы.

Достижения

Скоро мы выпустим глобальные обновления нашего приложения. В этом году мы побили все рекорды: количество заказов увеличилось в два раза по сравнению с прошлым годом. Нашим приложением уже пользуются более 300 активных пользователей, и ежедневно генерируется от 80 до 100 заказов. Самыми популярными маршрутами считаются несколько городов, в которых мы работаем. Это наши текущие достижения.

Планы

После масштабного обновления в наших планах расширить количество городов. Мы нацелены выйти на рынок Узбекистана, поскольку он нуждается в приложениях, упрощающих поиск водителей. Аудитория здесь большая, и потребность в таких решениях значительно превышает ту, что есть в Душанбе.