Как казахстанским компаниям продвигать технологии за рубеж. Опыт Sergek Group 

В конце мая казахстанские разработчики получили сертификат VV&E, Verification, Validation & Evaluation, для своей AI-платформы управления трафиком и мобильностью. Этот сертификат подтверждает, что функции и возможности казахстанских решений соответствуют государственным стандартам Индонезии.

Алена Ткаченко, директор по глобальным рынкам Sergek Group рассказала о том, сложно ли продвигать казахстанские технологии за рубежом и к чему нужно быть готовым компаниям, которые хотят продвигать свои разработки на экспорт.

Алена Ткаченко, город — Алматы, директор по глобальным рынкам Sergek Group, @all.ona42

О восприятии казахстанских технологий за рубежом

Многое зависит от конкретных технологий и направления бизнеса. В моем опыте, при разговоре о Казахстане на международной арене часто требуется сначала дать представление о стране именно в бизнес-контексте. При этом ассоциации с Казахстаном, конечно, существуют — в первую очередь, благодаря культуре, истории и спорту. Однако в бизнесовой сфере и технологическом секторе нам еще предстоит создать более узнаваемый имидж.

При этом у нас есть значительное преимущество, на которое мы всегда делаем акцент: Казахстан уверенно продвигается в развитии электронного правительства и цифровизации услуг. В новом рейтинге ООН E-Government Development Index на 2024 год Казахстан занимает 24 место среди 193 стран, поднявшись на четыре позиции, и входит в группу стран с высоким уровнем развития электронного правительства. Мы также заняли 10 место по индексу онлайн-сервисов, рядом с такими лидерами как Южная Корея, Дания и Эстония, опережая такие страны, как Германия и Австралия.

На сегодняшний день особенно радует, что Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, а также АО «НИТ» делают важные шаги по популяризации этих достижений. Кроме того, и каждый казахстанец, а особенно наши соотечественники за рубежом, по сути выступает своеобразным амбассадором страны, потому что мы видим, как легко пользоваться нашими цифровыми услугами, мгновенно совершать онлайн-платежи или получать справки. Наличие и важность таких сервисов мы особенно ощущаем находясь за границей, где их может не хватать.

Продвижение услуг за рубежом

Работая с экспортом уже более двух с половиной лет, я вижу, что путь на международные рынки требует времени и комплексного подхода — особенно в B2G, где цикл продаж традиционно длинный. Мы посвятили около года тому, чтобы адаптировать наши продукты к международным стандартам, учесть глобальные тренды и сделать их интуитивно понятными для зарубежных клиентов. Еще около года было вложено в разработку маркетинговой стратегии, чтобы учесть уникальные особенности и требования каждого нового рынка, а также провести пилотные запуски на целевых рынках. Вся эта подготовка — это не просто процесс переноса работающей модели, а комплексная адаптация и переосмысление продукта.

Помимо этого, выход на внешние рынки требует не только пересмотра продукта, но и изменения мышления внутри компании: необходимо мыслить более гибко, учитывать другие культурные и деловые стандарты, и быть готовыми к адаптации.

О важности разработки собственных технологических решений

Наш опыт в Казахстане показывает, что никто лучше локальных grassroot-компаний не понимает тонкости и специфику задач на месте. Глубокое знание местных условий и потребностей позволило Sergek разработать решения, которые по-настоящему эффективны и востребованы в городах республики.

При выходе на международные рынки мы следуем этому принципу, выстраивая партнерства на основе локальных потребностей и запросов. Мы привносим наш опыт и лучшие практики, зарекомендовавшие себя на родном рынке, а наши местные партнеры помогают адаптировать их под особенности новых стран. Так мы объединяем наше «ноу-хау» с локальной экспертизой, создавая продукты, которые максимально соответствуют запросам и реалиям конкретного рынка.

О пилоте Sergek в Индонезии

Идея пилотного проекта Sergek в Индонезии возникла после встречи мэра новой столицы Нусантара с представителями Астаны. На одном из мероприятий в Астане было подписано соглашение о статусе городов-побратимов между Нусантарой и Астаной. Нусантара строится как новая административная столица, чтобы облегчить нагрузку на перенаселенную Джакарту и разделить управленческие функции между двумя городами.

После подписания соглашения мы связались с городской администрацией Нусантары и предложили пилотный проект, основываясь на нашем успешном опыте в Астане.

С момента подписания меморандума мы обозначили три ключевых цели: во-первых, передать опыт, накопленный нами в Астане, во-вторых, реализовать пилотный проект, который продемонстрирует возможности нашей технологии и позволит адаптировать ее под потребности местного рынка и, наконец, обсудить перспективу полноценного проекта. На данный момент все три пункта успешно выполнены и мы готовы к дальнейшему развитию сотрудничества.

Сотрудничество Sergek с международными компаниями

Мы высоко ценим партнерства и понимаем, что Smart city — это комплексная экосистема, где важны открытость к сотрудничеству и технологическая совместимость разных систем.

В проекте для Нусантары нашими ключевыми партнерами стали международная компания Cisco и национальный телеком-оператор PT Telkom Indonesia, что позволило быстро и эффективно запустить пилотный проект.

Мы также рассматриваем глобальные возможности для сотрудничества, например, с Amazon, чтобы интегрировать наше решение в облачную среду. Мы открыты к взаимодействию с игроками в области серверных технологий и телеком-сектора, а также с вендорами камер и видеоаналитики.

О специфике госпартнерства в Юго-Восточной Азии

Во-первых, это технические и правовые особенности работы с государственными структурами, которые уникальны для каждой страны. Каждая страна имеет свои правила и процедуры государственных закупок, что требует адаптации и внимания к деталям при выходе на новый рынок.

Во-вторых, если говорить о запросах со стороны городских администраций, они часто удивительно схожи: проблемы, с которыми мы сталкиваемся в Казахстане — от пробок до безопасности дорог и контроля качества покрытия — характерны и для зарубежных городов. Везде существует стремление сделать города безопаснее, улучшить качество дорог и облегчить транспортные потоки.

Специфика Юго-Восточной Азии заключается в значительно большей плотности транспортного потока: например, в Джакарте, с населением свыше 10 миллионов человек, насчитывается около 17 миллионов мопедов, не говоря уже о большом количестве автомобилей, это приводит к более высоким требованиям к производительности системы, скорости обработки данных и качеству распознавания.

Почему Юго-Восточная Азия

Наш приоритет на данный момент — это страны ближайшего зарубежья, такие как Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Монголия, Азербайджан. Это регионы, которые культурно и экономически близки к нам, и мы разделяем общую экосистему и схожее понимание подходов к развитию. В каждой из этих стран важно правильно выстраивать партнерства, учитывая наработанный внутри страны опыт, который мы интегрируем в наши проекты.

Кроме того, мы уделяем значительное внимание Юго-Восточной Азии, где у нас уже есть наработанный опыт, особенно в таких странах, как Индонезия, Филиппины и Малайзия; мы также видим перспективы во Вьетнаме, хотя там работа находится на ранней стадии. Помимо этого, нас интересуют страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также ЮАР, где мы видим потенциал для развития сотрудничества и дальнейшего роста.