Как найти инвестора. Данияр Назаралиев о стратегиях инвестирования в успешные стартапы

Данияр Назаралиев в интервью рассказал, какие критерии важны для инвесторов и почему без финансовой модели, презентации и плана выхода на прибыль сложно получить деньги.

Данияр Назаралиев, город — Алматы, инвестор, Instagram

О себе

Я уже 15 лет в бизнесе, из них 6 лет занимаюсь инвестициями. В 2019 году запустил свой стартап, привлек инвестиции в течение года, а затем успешно продал проект. После этого сосредоточился на инвестициях и поддержке молодых предпринимателей и основателей стартапов. На данный момент мы развиваем образовательные программы для инвесторов.

У меня был собственный проект, который я запустил и долго пытался привлечь инвестиции. Мы масштабировали его на 36 стран мира. Проект назывался Guidebook — он предназначался для иностранных туристов и инвесторов, планирующих посетить нашу страну. Он полностью на английском языке, мы собрали всю необходимую информацию: о населении, экономике, культуре, достопримечательностях и возможностях для инвестиций. Распространяли его через Министерство иностранных дел, посольства и крупные международные организации.

Идея такого проекта должна была исходить от государства, но мы взяли на себя эту ответственность и реализовали его.

Об инвестициях

Одно из важных качеств инвестора — финансовая независимость, то есть возможность закрыть свои базовые жизненные потребности. Во-вторых, это опыт и насмотренность в бизнесе, позволяющие оценивать перспективные проекты и принимать взвешенные решения.

По статистике, только 10% стартапов становятся успешными, а 90% — терпят неудачу. Инвесторы, в свою очередь, должны уметь заранее оценивать перспективность проектов, распознавать потенциальные риски и понимать, какие из них имеют шанс на успех, а какие обречены на провал.

Существует множество отличных проектов, но одна из главных проблем — это неспособность основателей донести ценность своей идеи. Многие думают, что достаточно просто рассказать о своем проекте, и деньги сразу придут.

Ключевая сложность в том, что у стартаперов, привлекающих инвестиции, часто нет достаточной подготовки: отсутствуют проработанные проекты, финансовые расчеты, планы, прогнозы и анализ рисков. Они представляют идеи устно, без подкрепления цифрами, что значительно снижает шансы на успех. Только в этом году мы активно начали консультировать предпринимателей, которые ищут инвестиции, помогая им подготовиться к переговорам с инвесторами.

В 2021 году мы вложились в перспективный IT-стартап — мобильное приложение, в которое действительно верили. Однако со временем стало ясно, что проект оказался «сырым» и не до конца проработанным. Основатель не обладал ключевыми навыками, необходимыми для развития продукта, что привело к значительным финансовым и временным потерям с обеих сторон.

На сегодняшний день мы продолжаем инвестировать в стартапы, но подходим к отбору гораздо строже. Из 100 заявок в лучшем случае выбираем 1-2% самых перспективных проектов.

У меня есть проект, в который я инвестировал. Это IT-продукт MedLid — мобильное приложение, которое мы планируем масштабировать на страны СНГ. На данный момент приложение уже собрало более 150 000 скачиваний и успешно стартовало в Кыргызстане.

О стратегиях при выборе стартапов

Первое, что важно — это создать тестовый продукт, который пройдет проверку и будет востребован. Такой продукт называется MVP. Наличие MVP увеличивает шансы на успешную оценку и дальнейшее развитие проекта, так как позволяет инвесторам и команде увидеть реальные результаты и протестировать идею на практике.

Мы инвестируем от $100 000 и выше. Важно внимательно смотреть на оценку проекта, чтобы понять его реальную стоимость. Также необходимо учитывать, какой процент доли проект готов предложить инвестору. И, конечно, ключевой момент — на что именно будут потрачены деньги. Нужно ясно понимать, пойдут ли они на разработку, маркетинг, аренду офиса или другие нужды.

Советы от инвестора

Важно понимать, что если инвестор просто вкладывает деньги, он может не оказать значительного влияния на рост бизнеса. Поэтому при выборе инвестора нужно учитывать, что он может предложить, кроме финансов — его связи, знания и стратегическое видение. Мы, например, в первую очередь оцениваем стратегию команды и только потом принимаем решение о вложении средств.

Что касается подготовки, предприниматели могут обратиться как к нам, так и к другим специалистам. Прежде чем искать инвестиции, человек в стартапе должен быть максимально подготовлен:

  1. У него должна быть финансовая модель проекта и презентация.
  2. Нужно четко определить, какая сумма инвестиций необходима и когда инвестор получит свою прибыль. Если стартапер может представить эти три ключевых документа — финмодель, презентацию и план выхода, например, как он вложит $100 000 и вернет $200 000, — тогда у него есть большие шансы на успех.

Планы

В наших планах — увеличение капитализации. На данный момент я нахожусь в Казахстане, уже второй год собираю базу инвесторов, включая венчурных инвесторов, бизнес-ангелов и традиционных инвесторов. С каждым разом мы расширяемся, чтобы иметь возможность инвестировать в стартапы.

Какие стартапы мы поддерживаем? Мы инвестируем в проекты, которые находятся на рынке хотя бы год. Если у вас есть транзакции, скачивания или другие показатели успеха — это значительно увеличивает шансы на привлечение инвестиций. И мы готовы не просто предоставить деньги, но и поддержать стартап полностью, вложив свои знания и опыт, а также увеличив инвестиции в несколько раз, если увидим потенциал.