Как стартап OYGUL меняет подход к покупке цветов в Узбекистане
Сооснователь стартапа OYGUL рассказал, какие трудности пришлось преодолеть на пути к запуску, и как в итоге проект стал первым miniApp во внешней экосистеме Click.
Махкамжонхожизода Нурисломбек, город — Ташкент, co-founder OYGUL, Instagram
Как все началось
Мои сооснователи и я познакомились еще в школьные годы. С Темуром Касимовым мы дружили с пятого класса, и в седьмом-восьмом классе, когда я начал увлекаться программированием, написал ему код на HTML во время урока информатики. Когда он запустил его на компьютере и увидел надпись «Темур, научись программировать», он сильно удивился. После этого случая он начал изучать frontend-разработку в учебном центре.
С Асилбеком Акбаровым мы встретились в 10 классе, когда поступили в Президентскую школу в Ташкенте и стали ее первыми выпускниками.
Запуск стартапа
После окончания школы мы поступили в разные университеты: Асилбек в University of Manchester, я в New Uzbekistan University, Темур в Westminster International University. К концу первого курса Асилбек вернулся из Манчестера, собрал нас и предложил создать стартап, вдохновившись историей первого единорога Центральной Азии — Kaspi.kz. Его идея заключалась в создании экосистемы, и мы начали поиск инвесторов. Однако никто не был готов вложиться лишь в концепцию, предложенную 17-18-летними стартаперами. После года исследований мы решили начать с простого и самостоятельно запустить маркетплейс для заказа цветов.
Целевая аудитория
Мы провели исследования, посетив больше 60 цветочных магазинов Ташкента, опросив более 200 человек и проведя CustDev-интервью. В результате выяснили, что наш ключевой клиент — это человек в возрасте 18–25 лет, состоящий в длительных отношениях, в том числе молодожены и зарабатывающий от 10 миллионов сумов в месяц.
Программы инкубаций
Во время разработки нашей платформы мы получили предложение от генерального директора Click Улугбека Рустамова, который заинтересовался нашей идеей. Он предложил интегрировать наш проект в Click как первый miniApp внешнего сервиса. Еще во времена OYTickets он рассматривал возможность интеграции нашего сервиса в Click для покупки билетов в кино, но тогда этого не случилось. Однако, несмотря на прошлые неудачи, он предложил нам еще один шанс.
Благодаря сотрудничеству с Click мы смогли привлечь большое количество пользователей в короткие сроки. Разработка всей системы, включая CRM для флористов и онлайн-маркетплейс, заняла около шести месяцев. Это было сложной задачей, так как наши амбиции были масштабными, а опыта не хватало. Мы запустили маркетплейс в августе прошлого года, а в сентябре появились в Click. Уже в первые дни мы столкнулись с высоким пользовательским трафиком, который порой приводил к перегрузке серверов.
Трудности
Наш первый проект OYTickets.uz стал первой онлайн-платформой для покупки билетов в кинотеатры Ташкента. Мы запустились в период ажиотажа вокруг «Барбенгеймера» и быстро набрали популярность: за два месяца оборот составил 600 миллионов сумов. Мы прошли акселерацию U-Enter: U-Start Acceleration Program, познакомились с представителями стартап-экосистемы Узбекистана, но в итоге были вынуждены закрыться из-за разногласий с владельцем пяти кинотеатров, с которыми сотрудничали.
После закрытия OYTickets нам потребовалось около двух месяцев, чтобы принять этот неудачный опыт. В итоге мы решили свернуть проект и задуматься над новой идеей, ведь к тому времени вокруг нас уже сформировалась команда разработчиков, и мы не хотели терять людей.
Выводы, которые мы сделали из OYTickets:
1. Не стоит выходить на рынки с высокой степенью монополизации, поскольку зависимость от одного игрока может привести к краху бизнеса.
2. Запуск в сезон активных продаж рискован — это может создать ложное представление о реальном объеме рынка и стабильности стартапа.
3. Финансовая модель должна быть тщательно проработана, а решения — приниматься на основе данных, а не интуиции.
4. Даже наличие MVP не гарантирует привлечение инвестиций, если команда кажется недостаточно опытной.
Несмотря на сложности, этот опыт дал нам ценные связи в стартап-индустрии, которые впоследствии помогли нам в работе над OYGUL — маркетплейсом цветов и подарков. Подходя к этому проекту, мы уделили особое внимание исследованиям и осторожному планированию.
Достижения
В ноябре 2024 года мы узнали, что стали полуфиналистами President Tech Award — главного стартап-конкурса Узбекистана с общим грантовым фондом $1 миллиона. Каждый стартап мог получить от $30 000 до $100 000 в зависимости от направления и занятого места.
В течение месяца мы тщательно готовились к конкурсу: прорабатывали питч, вносили правки и доводили презентацию до идеала. В декабре мы заняли первое место в категории микро-SaaS и получили грант в размере $100 000. Эта победа не только укрепила нашу уверенность в проекте, но и обеспечила финансовые ресурсы для дальнейшего роста. Теперь у нас есть ресурсы для тестирования амбициозных гипотез и выхода на новый уровень.
Планы
Наш следующий шаг — проверить гипотезу о стандартизации рынка цветов и подарков в Центральной Азии. Если этот подход окажется успешным, мы планируем масштабироваться в регион MENA, который демонстрирует рост рынка на 10% в год.